— СУШАНТ СИНГХ РАДЖПУТ: Я СПОКОЕН С ИДЕЕЙ, ЧТО Я ОШИБАЮСЬ В ДЕВЯТИ СЛУЧАЯХ ИЗ ДЕСЯТИ
03 декабря 2017
P.S. Фотография по окончанию беседы. Заселфились!
В глубоком обсуждении, прошедшем перед прямой трансляцией на IFFI (Гоа), Сушант Сингх Раджпут глубоко погружается в открытие своего фундамента по жизни и фильмам. Как только мы вошли в деревню Биоскоп, палаточный кинотеатр, временно построенный для Международного кинофестиваля Индии (Гоа) — коллективные скандирования вокруг встречи создавало впечатление, будто бы мы находимся на политическом собрании. Если прислушаться внимательнее, аудитория не кричала "Моди, Моди,Моди". Они, между прочим, выкрикивали что-то похожее — "Дхони, Дхони, Дхони" смотря на актёра Сушант Сингх Раджпута, чьё экранное исполнение ведущего крикетиста М.С. Дхони до сих пор остаётся его лучшей работой. Также толпа, многие из которой дети, вернулась с сеанса "Дхони: Нерассказанная история" Нираджа Пандея, проходящего до этого.
Раджпут немного успокоил аудиторию, процитируя строчку из фильма, где мама Дхони говорит себе, что её сын не будет удовлетворён малым, он всегда будет стремиться к большему. Таков и заданный тон этого интервью, которое превратилось во взгляд психолога на жизнь / фильмы, как и мотивирующую речь для молодых.
Эксперты из беседы
— В чём ты часто признаёшься в своих разговорах, так в том, что ты интроверт, неособо разговорчивый, испытываешь страх перед аудиторией (ну или испытывал). Сейчас это в точности те причины , по которым кто-то не может стать актёром. В твоём случае, как ты упомянул — это в точности стало причиной, по которой ты стал актёром. Что это значит?
По правде говоря, это существенная проблема, которую я имею с глобальной системой образования. Нас научили, что есть только один определяющий ответ на вопрос. В результате мы становимся хороши в мышлении, убеждаем себя насчёт единственно верного ответа.
И как обычно, что упускается из внимания, так это способность задавать вопросы. Это может придти с пониманием факта, что не имеет значение насколько ты хорош или пристрастен к своей работе, ты можешь создать что-то новое только когда ты знаешь, что стоишь на предположении. Тебе нужно поставить под вопрос своё предположение. Если вопрос достаточно увлекателен, то ты не думаешь о результате или признании. Конечно, тебе будет нравится иметь признание за свою работу, но это не будет причиной того почему ты её делаешь. Иметь персональный вопрос и двигаться в этом направлении — достаточно важная основа.
Однажды я прочёл одну мысль, которую не понял на то момент. Она про экспертов, которые имеют самые исчерпывающие ответы. Однако они не являются экспертами в задавании вопросов. Лучшие вопросы имеют дети. Паттерн мышление, который заметили у креативных людей, создающих что-то новое, заключается в том, что есть комбинация из того, что кто-то задаёт вопросы как ребёнок и сам же пытается ответить, используя метод данный экспертом.
Сейчас, чтобы ответить на ваш вопрос, мы становимся рассказчиками историй и постоянно используем актёрскую игру. Вопрос, который я всегда имел, заключался в том как же мне не показывать свои чувства. Затем я мельком изучил актёрское мастерство. С тех пор, как я изучил немного актёрства, то подумал, что также могу стать актёром и зарабатывать на этом. Но стеснительность и голод в нахождении потрясающего способа рассказать историю до сих пор не покинули меня.
— Кстати ты говорил, что в силу своей стеснительности было легче спрятаться за другими людьми или персонажами.
Именно. Если ты знаешь, что стоишь на предположении, то не воспринимаешь себе всерьёз. И когда это происходит, то становится значительно легче исполнять других людей.
— Твоей первой кистью в донесении искусства на самом деле был танец, где ты начал чувствовать себя комфортно в публичном выражении себя?
Абсолютно верно, я никогда не был хорош в самовыражении. Я задумывал что-то, но когда собирался это сказать, то казалось, что там есть что-то неправильное. И я не задумывался об этом как о вопросе, потому что был счастлив быть студентом науки, изучая инженерию. Но ко времени, когда я присоединился к танцевальной школе и когда стал выступающим на сцене, то почувствовал, что на самом деле могу общаться даже без слов. Я видел, что аудитория находится под влиянием того, что я делаю на сцене. В этом наверняка было заложено начало, затем я просто подумал, что давай-ка мы воспользуемся также помощью слов. Я начал заниматься театром.
—Давай посмотрим на твой путь: ты был академически одарённым, работал с (театральным режиссёром) Барри Джоном, двинулся из театра к телевидению, затем к фильмам и также перебрался из Дели в Мумбай. Это ведь в точности путь Шах Рукх Кхана, не так ли?
Есть ещё строчка из фильма Шах Рукх Кхана (Ом Шанти Ом) — "Kabhi kisi cheez ko shiddat se chaho, toh saari kaynaat... (Если ты намереваешься, то это непременно произойдёт )." Я был немного глуповатым, поэтому понял это ещё серьёзнее. Но я могу сказать вам одну вещь — так это работает. Конечно, все мы можем любить славу и богатства, но гораздо важнее то, что если что-то всецело интересует тебя, то это в порядке вещей добиваться этого и мечтать по-большому.
— Есть термин из психологи, который ты часто используешь — когнитивное искажение. Ты подразумеваешь под этим то, что когда ты на самом деле достигаешь того, о чём мечтал, то это уже не кажется таким значимым.
Это популярный предмет в поведенческой экономике и он революционен, ведь контринтуитивен тому, как мы обычно думаем. Был эксперимент с двумя группами. В одной были чрезвычайно яркие представители главных исполнительных директоров (CEO) от ранних 20-леток до 30-летних. Вторая группа состояла из людей, побывавших за чертой бедности. Первая группа — это по какой-то причине ставшие недееспособными параплегиками. Вторая группа выиграла в лотерее миллион долларов. В случае с первой группой был зафиксирован нисходящий умственный пик и в той же степени восходящий у второй группы.
Я даже не говорю про месяцы или годы, только спустя 10-12 недель эти две группы были снова протестированы и их умственный пик уже был зафиксирован на одном уровне. Это говорит вам кое-что— успехи и провалы не влияют на нас тем же образом, каким мы себе это представляем. Если ты просто насладишься процессом как таковым, то станешь настолько хорош в навыке, что он автоматически поставит тебя на верхушку процентуального индекса человеческого счастья.
— Это осознание "когнитивного отклонения", как мне сказано, случилось с тобой когда ты начал прогуливаться по торговым центрам. Ты стал известным благодаря телевидению. Тебе понравилось быть узнаваемым. Вскоре ты перестал наслаждаться этим вниманием. Это правда?
Нет, что я пытаюсь сказать, так то, что признание публики — это хорошее ощущение и кто-либо не может иметь иммунитет от этого. Но когда мы на работе — там никого нет, платёжные чеки не смотрят на тебя, также там нет энтузиазма в том как люди воспримут твою работу.
Хорошая работа — единственное, о чём ты заботишься. Сунил Гаваскар как-то сказал, что если бы Бог дал ему сверхсилу, то он бы хотел пробраться в голову Махендра Сингх Дхони и провести исследование в том что он думает и как он думает. Сам Дхони сказал мне всего лишь следующее : настолько, насколько он любит эту нацию и его команду, когда он в настоящий момент там (посреди стадиона) — настолько же он НЕ думает об этих вещах. Он может видеть только мяч. Это то же самое, что в Махабхарате с Арджуной*, где он может видеть только глаз рыбы.
— Возвращаясь к фильмам. Каждые несколько лет часто есть один фильм, который ни с того ни с сего порождает мини-индустрию талантов. Например Jaane Bhi Do Yaaro (1983) Кундана Шаха, где почти полностью новый актёрский и технический состав (Судхир Мишра как молодой сценарист, Сатиш Каушик как писатель-актёр, Видху Винод Чопра в качестве контролёра продукции). Satya Рам Гопал Вармы (1998, с Анурагом Кашьяпом в качестве сценариста, Саурабом Шуклой как со-сценаристом и актёром, Вишалом Бхардваджем как музыкальным композитором) был другим примером. Думаешь ли ты, что Kai Po Che (2013) подпадает под ту же категорию? Ты дебютировал с ним. Раджкумар имел свою первую большую роль в нём, он имел замечательный прокат. Даже Амит Садх по-своему популярен, а фильм забрал ведущие награды в написании сценария...
Снова, я хочу подчеркнуть, что мы имеем тенденцию придавать смысл конструкции, когда что-то начинает хорошо срабатывать. Я говорю не только про Kai Po Che. Тот же смысл конструкции не настолько силён когда нам нужно предсказывать будущее. Часто бывает, что мы собираем вместе таланты категории diggaj (ветераны) с потрясающей историей к рассказу, но в итоге это не срабатывает. И этому есть причина.
Когда Раджкумар, Амит и я работали над Kai Po Che с режиссёром Абхишеком Капуром, то мы были абсолютно уверены в том, чего нам не нужно делать, включая режиссера, который имел достаточно гибкое мышление для доверия нам. Не то, чтобы что-то великое приходило с каждым дублем, просто мы пробовали разные пути. Это важно понимать — мы извлекаем безопасное положение из предсказания, которое по сути является эволюционным, но подготовка заключается только в том, чтобы знать чего не делать. Никто не может находится под контролем, ты должен освободить себя.
— Забегая вперёд. Теперь ты звезда. Что становится более существенным в этой профессии, в отличие от дней прошлого, так это удивительное чувство сценария. Как ты оттачиваешь это мастерство?
Мне просто нужно быть способным иметь персональную реакцию на сценарий несмотря на другие факторы как резонанс у публики или коммерческая ценность. Если есть что-то, что я хочу понять в персонаже и я не умею этого делать, то я знаю, что для меня будет достаточно занимательным потратить 5-6 месяцев на это. Это как в годы моей учёбы на инженера, где мне удавалось выделить полтора часа на развлечение. Я всегда ждал этого момента и когда он приходил, то я становился настолько увлечённым, что это время превращалось в каких-то пять минут!
Теперь мои инстинкты готовы пойти неправильным ходом, но настало в точности то время, когда провалы нужно поощрять больше успехов. Привожу вам пример. Согласно последним исследованиям 65 процентов детей, который сейчас поступили в школу выберут профессии, которых на данный момент не существует. Эта разрушительная технология по внедрению этих профессий вот-вот начнётся. Мы находимся на стадии самообмана, ведь мы не осведомлены. Чему вы тогда можете научить этих детей? Это нормально падать, ведь такова ставка ради перемен. Беря это во внимания, важно подвергать стрессу эмоциональный интеллект и затем опустошать этот стресс.
— Не хочу называть имена, но тем не менее. Если ты делаешь такой фильм как Raabta, то чувствуешь ли разрыв связи между тем, каким был сценарий и тем, каков и в итоге стал фильм?
Абсолютно верно, я никогда не занимался пьесой, телевизионным шоу или фильмом, где то, о чём я думал в своей голове в итоге становилось явью в лучшую или худшую сторону. Потому что мы изначально не знаем какие решения примет режиссёр, музыкальный композитор или монтажёр. Это слишком коллаборативный процесс для того, чтобы кто-то это знал, не имеют значение наши намерения, ведь как правило они хорошие. Я абсолютно спокоен со знанием того, что в девяти из десяти случаев ошибаюсь.
— Говоря про три платформы, частью которых ты был — насколько важен размер экрана для тебя как для актёра, учитывая тот факт, что театральная поступь редеет и всемирная паутина — это определённо то место, где рассказываются лучшие истории мира?
Кстати к нам надвигается даже ещё более крутое явление, в котором я тоже хочу попытать удачу, хоть и глупо предсказывать. Давайте вернёмся во времена прошлого, в тот самый момент, когда звуковое кино поразило нас и все актёры (которые были частью немого кино) полагали, что ничего не произойдёт, а на самом деле много чего случилось. Самым главным аспектом визуальной платформы является создание иллюзии , убеждение того, что это происходит наяву. Как и визуальные эффекты, звук поднялся на другой уровень. Но одно явление изменит всё на своём пути и это виртуальная реальность, она уже тут и это отнюдь не маленькая модуляция.
За каких-то 5-6 секунд в виртуальной реальности ты теряешь объективность на факт того, что рассматриваешь что-то. Ты становишься частью опыта в режиме реального времени. Это разрушит кинематограф, и ещё как! Я не говорю, что повествование вымрет, но фильмы, какими мы их знаем сегодня — катастрофически изменятся. Каждый должен подумать об этом.
— Конечно же, ты внимательно присматриваешься к виртуальной реальности, но следующий большой шаг помимо фильмов, как мне сказано — возвращение к театру!
Что ж, я уже год планирую пьесу**. На этом фронте мне нужно присмотреться к малейшим деталям. Пока мы наслаждаемся самими собой в каждом аспекте бытия, то не выходим с этим к миру. Когда мы изучаем актёрское мастерство или думаем что изучаем — нас учат четвёртой стене***, которая может быть хоть аудиторией прямого эфира, хоть телевизионной камерой или киношной камерой, в зависимости от платформы. В каждом случае, как не крути, ты учишься забывать про четвёртую стену. Так что идея "от театра к ТВ и к фильмам" как естественная прогрессия или градация — неправильна сама по себе. Это не имеет значение.
ПРИМЕЧАНИЯ
* Отсылка к философскому заданию церемонии выбора жениха Драупади, где лучники должны были попасть в глаз рыбы. В ранние годы Сушант исполнял именно роли Арджуны и Карны в театре Надиры Баббар (диалоги сопровождались танцевальной формой 'Chau,' одного из девяти наследий Индии по версии ЮНЕСКО). Полуторачасовая постановка называлась Mrityunjay' и режиссёр Кулвиндер Бакшиш получил за неё Национальную премию в категории молодых режиссёров, а молодой Сушант актёрское признание, которое дошло до уха королевы телевидения Экты Капур.
** Адаптация скандального психологическо-сатирического романа Альберто Моравиа "Я и Он". Сушант будет исполнять двойную роль — сценарист и его пенис.
*** Четвёртая стена — воображаемая стена между актёрами и зрителями в традиционном «трёхстенном» театре . Термин был придуман Дени Дидро в XVIII веке, но введён в обращение лишь в XIX веке, с появлением так называемого «театрального реализма» .
Специально для группы СУШАНТ СИНГХ РАДЖПУТА (с) https://vk.com/sushantsinghrajput ДЛЯ ГРУПП ВК ТОЛЬКО РЕПОСТ.