ㅤㅤ— Новое интервью. Санджай Лила Бхансали:
ㅤㅤㅤ«После того, как моя съемочная площадка сгорела, я сказал: хватит!»
22.02.2018
ДЖАЙПУРСКАЯ АТАКА
✍🏻Каким был момент атаки на съемочную площадку «Падмаават» на самом деле?
Я репетирую сцену, где люди должны сказать, что «враг находится в форте», и мы спускаемся, и мы видим, что какие-то «солдаты» бегут, чтобы сражаться. «Враг находится в крепости» - это как пророчество? Мы репетируем, и у меня было очень хорошее настроение в тот день. Так вот, мы сидим, и неожиданно начали слышать эти звуки. Поэтому я сказал, что толпа массовки для съемок здесь очень добросовестна! Они репетируют крики для сцен.
Я подумал: «Черт, круто, этого никогда не бывает в Мумбаи!». И вдруг один из членов моей команды прибежал и сказал: «Люди идут!» И прежде чем я смог спросить: «Какие люди?», произошла атака. Они начали бросать вещи, ломая их. Они избили двух моих девушек-помощников, один удар пришел на меня, мои очки улетели. (Бхансали замолчал)
Я никогда такого не ожидал. Даже если у вас есть сомнения и вы хотите протестовать, вы поднимите руку на человека? Они могли бы сказать: «Пожалуйста, поговорите с нами», или «Пожалуйста, прекратите съемки», или «Пожалуйста, покиньте это место». Но протест также должен иметь определенное достоинство в отношении того, за что вы протестуете, и я мог бы сказать «Да, в вашем посыле есть смысл». Это чрезвычайно раздражает, это очень унизительно. И ты сидишь и удивляешься, разве это могло произойти? Я не видел, чтобы какой-нибудь кинорежиссер в мире пережил такое. Откуда это?
Итак, я отправился в Колхапур, потому что понял, что там невозможно снимать (в Раджастхане). И затем подожгли наборы для съемок уже в Колхапуре... Позже я вернулся в Колхапур и сказал, что достаточно: я буду снимать именно там, где хочу. Я не собираюсь убегать. Хватит!
В течение этого года я прошел через все эти травмы, где Вы спасаете и сохраняете то, что создаете, и не позволяете вашему гневу и горечи, депрессии, возмущению мешать вам – ничто не может отразиться на съемочном процессе, на сцене, которую вы создаете, или повлиять на то, как вы отдаете все внимание этому фильму. Это не так, что «Давайте просто закончим и быстро справимся с этим». Нет! Вы должны продолжать искать совершенство и продолжать искать душевный покой. Я снимал на студии в Мумбаи, с 52 полицейскими, окружающими мой павильон. Я никогда так не работал. Вы просто хотите передохнуть и подумать, и у вас есть люди, следующие за вами, защищающие вас. И защищать вас от чего? Я никогда не пойму этого. Но я, по крайней мере, получил эту защиту от правительства… Сделай свой фильм спокойно, не переживай, не гадай о том, что произойдет. Сказав себе все это, я делаю такой большой фильм, это самый большой фильм в моей жизни, как вы выносите это? Как вы держитесь? Что происходит с вашим лицом, вашим здоровьем, вашим душевным спокойствием? Вы должны быть оптимистичны, ведь Вы не можете выглядеть расстроенным, потому что ваша команда, ваши актеры впитывают ваше настроение.
И все же, вы не знаете, какой протест произойдет завтра. Мы завершаем съемки, и выходит первый трейлер, и снова начинают поступать негативные реакции.
По моему мнению, это был жизненный опыт. В хорошем смысле, потому что я стала сильнее. Я понял, что не могу так легко сломаться. Я понял, что я люблю свое кино до такой степени, что я мог бы купить дорожный каток себе, чтобы защитить мой фильм (отпугивая протестующих от декораций).
✍🏻Вы в какой-то момент думали, что фильм не доберется до экранов кинотеатров?
Да. Были времена, когда я очень нервничал, что фильм принимает какой-то другой маршрут, он становится слишком навязчивым, его начали неправильно понимать. Дойти до того момента, чтобы первый билет был продан в кассе - это очень важно. Я хотел увидеть, что самый первый билет пропускается на сеанс. В какой-то момент я почувствовал, что это может не произойти, потому что ситуация находилась вне нашего контроля или вне любого другого контроля. Ситуация достигла чудовищных размеров, когда люди сидели на национальном телевидении с мечами в руках, говоря, что «Мы обезглавим Бхансали, мы бросим кислоту в лицо Дипики». Все это, и многое другое... Было намного больше вещей, которые я предпочел бы не обсуждать.
GHOOMAR И РАДЖАСТХАН
✍🏻Насколько длительной была дискуссия по поводу песни Ghoomar – сохранять, изменять, сокращать?
Гхумар — это великолепние. Это народная музыка. Любая свадьба, любая часть мира – «Ghoomar» играют везде. Я возродил гхумар во многих отношениях. Почему мы должны оправдаться за это? Это народная форма песни и танца. Даже если бы они убрали «Ghoomar» из моего фильма, гхумар не мог бы умереть. Но сегодня, гхумар возрождается, все это открыли для себя - они понимают, что эти ритмы создают гхумар, что это ритмический рисунок, и именно так мы танцуем с ним. Пенджаб или Гуджарат также танцуют «Ghoomar». Но мне сказали: «Ох, Королева никогда не могла танцевать гхумар, это невозможно, так нельзя было себя вести, живот не может быть открыт»… История – это не одна папка на полке, которую ты просто берешь и читаешь. Это различные интерпретации вещей на протяжении многих лет и веков: этот что-то сказал, затем этот что-то добавил и так далее. Она меняется в соответствии со временем повествования на протяжении веков. Но как можно сказать, что по истории королевы не танцевали?! Они танцевали редко, но была такая традиция, и они танцевали в женских палатах...
Декорациям для «Ghoomar» пришлось ждать полтора месяца, потому что Дипика думала, что она не готова снимать эту песню, ей нужно больше тренироваться. Руководство студии «Mehboob» ждало и не задавало никаких вопросов. И я снял эту песню, и сегодня люди говорят, что это лучшая песня, которую я создал.
✍🏻Она до сих пор не играет в банкетных залах Раджастхана.
Посмотрите, что этот фильм сделает. Народные музыканты будут приглашаться на торжества и мероприятия по всему миру для исполнения народной раджастханской песни. Каждая свадьба будет вызывать их (народных музыкантов). На каждую свадьбу повлияет «Падмаават» и магия Раджастхана. Так что смотрите на то, как это отразится на туризме, на музыке, на народном искусстве... Это огромный масштаб для Раджастхана. Это торжество Раджастхана, в правильном смысле этого слова.
Почему они забрали это у себя? Почему они лишили себя славы, когда они должны были сказать: «Сделайте премьеру прямо здесь, под фортом, мы сделаем показ, мы выпустим фильм и скажем, что это была наша Королева, это наш фильм, и это наша слава». Почему у них не было фильма, который действительно воспел бы их и показал, что такое Раджастхан? Они отняли эту возможность у нас. Они забрали это и у себя. На каждой свадьбе сейчас, или в школьном представлении или где-либо еще, играет «Ghoomar». Или в реалити-шоу, да где угодно - люди выбирают ее. Когда, до этого времени, раджастханский гхумар был так популярен и показывался в хинди-кино? Поэтому, вместо того, чтобы праздновать это со мной, и вместо того, чтобы получить немного «Хорошо, спасибо за то, что вы делаете это для нас», я фактически был обвинен и услышал: «Вы делаете что-то неправильно». И как вы можете спокойно жить после того факта, когда вы увидите фильм поймете, что в нем нет ничего плохого? «Ghoomar» пришлось переделать, и теперь есть существенная разница в том, что было, и что получилось в итоге. Если Королева выступает в царской палате, и она собирается встретиться с вами, она смотрит прямо в глаза смотрящего.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА
Каждому кинотеатру в Махараштре и во всех остальных Штатах на первой неделе была предоставлена полная полицейская защита. Так что я очень благодарен главному министру Махараштры и всем остальным… Первый ряд - полицейские. Снаружи - фургоны, беспроводные микроавтобусы. Полная защита. Первые два дня люди приходили с осторожностью, но мы получили полную поддержку от властей Штатов, и от самих зрителей.
Мои актеры получили защиту, я получил защиту, кинотеатры получили защиту, моя аудитория получила защиту. В каждом кинтеатре Мумбаи был беспроводной фургон, а в самом театре сидели полицейские. Я был удивлен.
ОДИН ГОД ДРАМЫ
В течение одного года - с 27 января 2017 года, когда нас атаковали в Джайпуре, вплоть до 25 января 2018 года, когда состоялся релиз - ровно один год. Я должен был продолжать это делать, пока меня толкали. Некоторым художникам суждено пройти через хаос, неприятности. Это было травматично, и постоянно находясь в таком состоянии замешательства, вы получаете избиение, синяки, шрамы. Но я все еще чувствую себя хорошо, сказав, что все это пережил, и достиг этого. И что-то дополнительное происходит от этого, что-то особенное. Потому что это вопрос выживания. Вы начинаете сомневаться, что, если вы не переживете это, то умрете как кинорежиссер. И если я умру как кинорежиссер, то мне незачем жить как человеку. Так что я вложил все, что было нужно, чтобы пересечь эту реку. Посредством этого я вырос. Я думаю, когда вы получаете желание, вы также получаете и силу, и возможность выполнить это желание. Это должно исходить откуда-то свыше. Я плачу за все это цену, большую цену.
Все, что я пережил - насколько это изменило мое лицо? Если бы я сделал свой портрет, то увидел бы, как сильно я поменялся в течение последнего года. Какие режиссеры подверглись нападению, физическим побоям? Нападению, с ударами по шее и лицу? Нигде в мире. Какому режиссеру заявляли, что сожгут его декорации прямо перед ним?
✍🏻Ваши актеры справились с этим так же хорошо, как и вы?
Я никогда не позволял никому быть напуганным. Они были злы, они были расстроены, но они никогда не позволяли этому гневу появляться на экране. Это всегда оставалось на заднем плане, в их мыслях, в их сознании. Но все они создали замечательные сцены. Любой художник, который рисует в полном чувстве беды или тоски – это, по итогу, какая-то другая картина. Она переходит в другую зону, потому что энергия, вытекающая из тела из-за гнева и несправедливости, хаоса, имеет совсем другой уровень.
✍🏻Как потребитель собственного искусства, что вы получаете от фильма?
Огромную радость. Потому что многие люди не хотели бы, чтобы я когда-либо увидел мой реализованный проект на экране.
Мой первый показ нового фильма всегда происходит с моей матерью, и всегда есть один пустой стул для моего покойного отца, который всегда хотел, чтобы я создавал такие фильмы, как «Великий Могол/Mughal-e-Azam» и «Куртизанка/ Непорочная/Pakeezah». И я увидел фильм, и обернулся, и со всей скромностью сказал: «Мам, я думаю, что я чертовски хороший режиссер!». И она просто улыбнулась и продолжила смотреть. Я хотел просто чувствовать себя хорошо. Когда я увидел «Падмаават», я не думал, что у фильма состоится релиз. Я не знал, будет ли фильм действительно выпущен, потому что он был на пике своего хаоса. Поэтому я хотел похвалить себя! (смеется).
Я получил многое из этого с точки зрения того, что я хотел рассказать – историю женщины, которая сражалась в войне после того, как ее муж погиб в битве, чтобы победить сильного противника, такого как Алауддин Кхилджи. И я обнаружил, что вся сцена самосожжения, вырабатывающая энергию из того, как я ее снимал, как она встала на свои места, как ее сыграла Дипика, как мы все очень точно получили ее в итоге, я был очень тронут этим. Потому что это был словно сон, прямо как Нандини, которая бежит по длинному мосту в красном сари в «Навеки твоя», до 16 000 женщин, бегущих в красных сари прямо в огонь – у меня было так много миниатюр этой сцены, которая теперь увеличилась и стала больше, и отныне имеет свой собственный оттенок, у этой сцены был свой язык... Так что все это пришло мне в голову, когда я смотрел на все свои работы, на мотивы, которые иногда повторялись в моих предыдущих работах до сих пор, или на новые мотивы, которыми я был очень очарован и сказал (щелкает пальцами): «Как, черт возьми, я получил вот этот кадр?». Было много импровизаций, которые я делал в фильме. Все это было написано, но не было оформлено и сформировано, и не поддавалось бумаге. Я приходил на съемочную площадку, смотрел сцену, реагировал, и предлагал сделать это «так-то» и «вот так», резко менял диалоги – я жил этим в те моменты.
✍🏻только репост x специально для нашей группы (с) https://vk.com/sanjayleelabhansali