Сонам Капур о моде, популярности и значении феминизма для поколения #MeToo в мартовском выпуске Harper’s Bazaar Arabia.
Мода, феминизм, движение Time’s Up, движение #MeToo… Оливия Филиппс и болливудская мятежница Сонам Капур наводят порядок в мире.
Посреди роскошного двухэтажного залитого солнцем люкса отеля Jumeirah Saadiyat в Абу-Даби во всём ужасающем великолепии ауры болливудской звезды передо мной предстала Сонам Капур, наслаждающаяся чаем с печеньем в компании верных фрейлин. Всё это напомнило мне атмосферу покоев Марии Антуанетты (давайте на время забудем о париках). В 2020 затягивать себя в тугой корсет уже не актуально, но современная мода богата альтернативами; на Сонам безукоризненный чёрный бархатный костюм от Peter Dundas, расшитый бисером; от него веет духом декаданса не меньше, чем от кондитерских изделий на столе.
«Я так устала, но мне хотелось чувствовать себя потрясающе», - с улыбкой объясняет Сонам свой выбор. Но объяснения излишни. Новая коллекция Питера Дандаса произведёт фурор, и кому, как не Сонам, это понимать. Ведь она модная дива, как-никак, и совсем не потому, что часто возглавляет посредственные списки «самых стильных» знаменитостей. Актриса демонстрирует свою компетентность, когда разговор заходит о природе стиля, модных тенденциях и том, какую роль здесь играет политика, хотя порой её заносит в околоэзотерические теории, например, она верит в «индекс длины юбок» (прим. пер.: теория Джорджа Тейлора, согласно которой длина подола характеризует состояние экономики в стране; чем короче юбка, тем лучше обстоят дела в экономике). В то же время она полна воодушевления, когда рассказывает о чёрных лакированных ботфортах из распроданной коллекции Amina Muaddi и своём желании их приобрести. Эта девушка меня покорила.
«Искусство и мода у меня в крови», - объясняет актриса, вспоминая об одном из ключевых событий своей жизни – в 6 лет Сонам бегло познакомилась с одной из моделей, работающих с её матерью-дизайнером. «Я была очарована. От моделей веяло духом свободы!» Перед глазами актрисы проносится череда воспоминаний о том, как модели примеряют образы; такие прекрасные и уверенные в себе. Настоящая сказка, перевернувшая мир маленькой девочки.
Сонам Капур о моде, популярности и значении феминизма для поколения #MeToo в мартовском выпуске Harper’s Bazaar Arabia., изображение №2
«Мы с сестрой всегда относились к моде с особенной любовью и уважением… и не только как потребители. Думаю, это заложено в наших ДНК. Нам нравится наблюдать за тем, как люди реализуют свой творческий потенциал, а сейчас, в эпоху соцсетей, для этого представлены все возможности – мы мгновенно узнаем о новых трендах. Я ценю кутюр и дорогие украшения. Такие вещи никогда не выходят из моды – они стареют и лишь дорожают в цене.»
Мы сделали перерыв, чтобы полюбоваться видом из окна и обсудить мои теории того, как выглядит гардероб Сонам в её доме на Ноттинг-Хилл. Как дорогой бутик, не иначе. «У меня есть 2-3 любимых комплекта от кутюр, которые я точно вынесу даже из горящего дома», - шутливо отвечает Сонам на один из наших постоянных вопросов про пожар. Вы удивитесь, как много можно сказать о человеке по тем вещам, которые он решит спасти.
«У меня есть смокинг из оригинальной коллекции Ива Сен-Лорана», - начинает перечислять с гордостью в голосе (прим. пер.: оригинальная коллекция смокингов вышла в 1966). «Ещё я приобрела корсет Готье – всем известный бра-конус. Он восхитителен! И красное платье Валентино, тоже из оригинальной коллекции. Хотя я очень надеюсь, что мой дом не сгорит… Иначе у меня будет сердечный приступ! Я с 15 лет коллекционирую винтажные вещи.»
Выбор Сонам пришёлся мне по душе – ни один вариант не уступает другому, и речь не только об эстетике. Сама того не подозревая, Сонам сделала выбор, в котором каждая вещь тесно связана с феминизмом и сыграла свою роль в истории гендерной политики. Конечно, в мире полно одежды, тесно связанной с историей, но конкретно за этой можно закрепить статус манифестов борьбы за женские права.
Стопроцентное попадание для женщины, являющейся истинным ценителем моды и одновременно преданной приверженицей феминизма, не боящейся открыто говорить о своих идеях и продвигать их через кино. «Хочешь что-то изменить, начни с себя. Верный выбор идеи, которую ты хочешь донести миру через свой фильм, очень важен – особенно в такой мизогинной и шовинистической стране, как Индия. Кино, как любое искусство, вечно. Сейчас у всех есть аккаунты в соцсетях. Благодаря им каждый может оставить после себя след для потомков. Но соцсети еще и ограничивают нас – чего стоит одна незначительная фотография в общей массе или твит, в котором ты не можешь выйти за пределы определенного числа знаков? С кино всё иначе, здесь твоя история длится 2 часа, и я верю, что эти 2 часа могут что-то изменить в человеке. По крайней мере она точно останется в памяти.»
Её искренность подкупает, и она чертовски права. Искусство – мощный инструмент воздействия на людей. «Неважно, в какой сфере я творю, моё творчество и стрелка моего морального компаса должны указывать в одном направлении – в направлении идей, за которые я борюсь. Поэтому… поэтому я снимаюсь в фильмах, «ориентированных на главных героинь», у нас их принято называть “сильными женскими персонажами”» - здесь Сонам слегка закатывает глаза, намекая на то, что ей уже неоднократно приходилось объяснять это людям. В словах чувствуется оттенок снисходительности и избитости, но это побочный эффект борьбы с неравенством. «Я очень трепетно отношусь к тому, чтобы зритель увидел в моих героинях образ женщины, которой я и сама могла бы восхищаться.»
Поблагодарим судьбу за то, что в руках Сонам эта достойная всяческих похвал и уважения позиция может быть реализована, хотя изначально она и не планировала становиться актрисой. «Я хотела быть режиссёром. Они 2 года потратили на то, чтобы уговорить меня сняться в кино, а не снимать его самой.» Кто же эти «сильные женские персонажи», о которых говорилось выше? В их число можно включить Зою Хайдер, главную героиню «Безумно влюблённого», поворотного фильма для карьеры Сонам, героиню, которая, со слов актрисы, раз и навсегда изменила отношений зрителей к её актёрской игре; и Нирджу Бханот, чьим прототипом послужила реальная девушка, которая погибла, спасая сотни пассажиров во время захвата самолёта рейса Pan Am Flight 73 террористами в 1986 году.
«Некоторые поступки Зои можно назвать ужасными, но она, несомненно, была сильной и волевой девушкой, полюбившейся многим. Затем в «Красотке» я сыграла Мили. Это диснеевский фильм, который я люблю за его посыл молодым зрительницам – вам вовсе не обязательно менять себя и становиться похожей на «настоящую» принцессу для того, чтобы быть «достойной» принца. Девушка может быть неуклюжей и одеваться так, как ей заблагорассудится, а окружению стоит любить и принимать её такой, какая она есть. Идея стара как мир, но в эпоху инстаграма становится как никогда актуальна. Девочки не понимают, что могут быть смешными, неловкими, неуклюжими, ведь быть собой – это нормально», - улыбается Сонам.
«Следующий фильм – «Нирджа», о стюардессе, которой было 23 года, когда она отдала свою жизнь, спасая людей. Мы похожи: примерно одного социального статуса, обе из Бомбея, учились в похожих школах, нам с детства прививали одни и те же ценности… Я ощущала нашу связь, связь обычных среднестатистических девушек. Она единственная была удостоена награды за отвагу в 3 странах – Индии, Америке и Пакистане», - по интонации Сонам слышно, что она гордится и восхищается той, о ком говорит. «Когда смотришь фильмы о супергероях, понимаешь, что они среди нас. Чтобы стать супергероем, необходимо преодолеть свой страх. Человека можно назвать смелым только тогда, когда он действует вопреки страхам.»
Здесь было бы грехом не спросить о том, что Сонам считает своим самым смелым поступком. Ответ последовал незамедлительно: «Я стала актрисой». Продолжая тему супергероев, она добавляет: «Знаю, звучит глупо, но я разделяю мнение Человека-Паука; «С большой силой приходит и большая ответственность». И я ощущаю эту ответственность.»
Ощущает достаточно сильно, чтобы заниматься благотворительностью или использовать своё умение поднимать при разговоре острые и проблемные темы, часто относимые нацией в разряд табу. «Считаю, что важно поддерживать женщин и поощрять их самостоятельность и независимость, особенно здесь, в стране, где женщин держат за второсортных людей.» Это приводит к дискуссии, и мы сходимся во мнении, что проблема характерна не только для Азии, но в той или иной мере затрагивает женщин по всему миру.
«Да, согласна. Будь то неравная оплата труда или пренебрежительное отношение. Приведу пример из жизни. На моём счету есть фильмы, где моими партнёрами были популярные актёры.
Мне никогда не доставалась такая же просторная и красивая гримёрка или номер в отеле, как им… Не секрет, что за фильм мужчинам платят на порядок больше. Они почему-то любят переваливать всё на коммерческий риск и сборы. Что ж, хорошо, я могу работать с менее успешными актёрами, посмотрим, какова будет разница в нашей зарплате.»
Слова возмущения попадают в цель – стафф актрисы, целиком и полностью состоящий из женщин, чувствует себя неловко. Всем нам, в том числе и мне, довелось столкнуться с чем-то подобным. Каждая по-своему ощутила и испытала на себе явную дискриминацию, у каждой есть претензии к носителям статуса-кво. Возвращаясь к церемонии «Оскар» 2020, я спрашиваю Сонам, что она думает по поводу кейпа Натали Почему-Среди-Номинантов-Только-Мужчины Портман, на котором были вышиты фамилии женщин-режиссёров, не удостоенных наград в этом году; хороший пример того, какой может быть социально значимая одежда.
«Да, я видела её платье. Люблю Натали, она невероятна! Знаю, что она и сама столкнулась с грязью (прим. пер.: в оригинале завуалированный намёк на то, что Натали сталкивалась с домогательствами и дискриминацией; также её обвиняли в лицемерии). Знаешь, когда движение #MeToo только зародилось, я испытывала тревогу. Вскрылось много случаев, но были и ложно обвинённые, и я боялась разрушительного характера последствий ложных обвинений. Мой муж успокоил меня… сказав, что долгое время гендерные весы были наклонены в одну сторону, и чтобы привести их в равновесие, придется надавить на противоположную чашу с огромным усилием. А люди и рады стараться, особенно в Индии. Было трудно разрешить недопонимания и найти общий язык. Мой муж считает, что мужчины обязаны поддержать женщин, и чем больше людей это поймет, тем лучше.»
Помимо понимающего мужа у Сонам есть ещё один козырь в рукаве – суперзвезда Болливуда Анил Капур, её отец. Он тоже часть проблемы или он на стороне тех, кто помогает её разрешить?
«У него своё особое мнение», - делится Сонам воспоминаниями о своих попытках поговорить с отцом о дискриминации в киноиндустрии. «Он поддерживает феминизм, но в том, на что я ему жаловалась, он не увидел проблемы. Я ему говорю: «Пап, вот они сделали то-то и то-то», на что он мне отвечает: «Не работай с ними и уйди со съёмочной площадки». Я начинаю объяснять, что конкуренция не оставляет мне выбора, если уйду, мне легко найдут замену, а как скоро я получу следующий проект – неизвестно. Он отвечает, что это не имеет никакого значения. И в итоге я отказываюсь от фильма и понимаю, что он прав.»
Сонам Капур о моде, популярности и значении феминизма для поколения #MeToo в мартовском выпуске Harper’s Bazaar Arabia., изображение №5
Но у всего есть свои нюансы, о чём сама Сонам не забывает напомнить. «В отличие от многих девушек у меня есть подушка безопасности», - признаётся она. «В случае чего семья всегда меня поддержит, поможет мне. Мой отец никогда не переставал верить в меня. Он никогда не отдавал предпочтения моему брату, относился к детям одинаково. Обладая такими привилегиями, я понимаю, что мне куда легче где-то от чего-то отказаться, чем многим в этой индустрии.»
«В прошлом многие актёры отказывались работать со мной, потому что я ставила свои условия. Я не шла на поводу у шовинизма. Сначала было тяжело, но сейчас я вижу, что люди начинают относиться ко мне с уважением. Многие обвиняют меня в том, что я родилась богатенькой дочкой, тыкают в заслуги отца… И они правы. Но если ты родился с золотой ложкой во рту, ты не можешь просто наслаждаться благами жизни, жаловаться и отступать. Я была обязана взвалить на себя эту ношу и проложить дорогу для других женщин индустрии. Вся моя команда состоит из женщины, мы должны помогать друг другу. Вместе нам предстоит преодолеть барьер в лице тысяч лет патриархата.»
Я смотрю на женщин вокруг и вижу, как они улыбаются словам Сонам. Да, они в хороших руках.
Источник: Harper's Bazaar Arabia
Переведено: Наталья Новгородская
Специально для http://vk.com/sonamkapoor_ru.