— Али Аббас Зафар: «Бхарат – это идеальный "thaali" (прим.: блюдо, когда на большом круглом металлическом подносе подаются несколько плошек со всевозможными закусками, гарнирами, приправами и соусами) Салмана Кхана».
11.05.2019
Режиссер Али Аббас Зафар с амбициозным фильмом «Бхарат» о работе с Салманом Кханом третий раз подряд, о сложности съемок сцен о историческом разделе Индии и о важности наличия эмоционального ядра в фильме.
• Учитывая время, в которое мы живем, насколько актуален «Бхарат»?
- Вопросы, которые поднимаются в фильме - это основные принципы, которые эта страна отстаивает с точки зрения своего социально-политического сценария. События, которые произошли в последние семь десятилетий, оказали влияние на Индию и на людей, которые здесь живут. Идея состояла в том, чтобы исследовать, как путешествие главного персонажа Бхарата и нации связаны между собой. Их пути также иногда пересекаются. Однако, по сути, это история о семье, которая была перемещена во время Раздела страны, и о сыне, который дал обещание своему отцу, и о том, как он его сдержал. Два с половиной часа фильма - это коллаж из семи десятилетий. Каждое десятилетие имеет в фильме свой ярко выраженный «вкус».
• О чем Вы думали, изображая эти семь десятилетий?
- Самым сложным аспектом фильма был Раздел. Как воссоздать массовые перемещения людей? Это была душа фильма. Я должен был уловить это и показать самым честным и правдивым способом. Мы воссоздали декорации в Пенджабе в Кхаса, недалеко от индийско-пакистанской границы. В Индии осталось всего пять паровозов. Мы получили один из них и создали поезд на северной границе. Пришлось поработать над костюмами и изображением каждого временного периода.
• Будет ли фильм напоминать людям ужасы Раздела, которые многие, кажется, уже забыли сегодня?
- Я не скажу, что люди забыли это. Они, вероятно, потеряли связь с этим временем. Все, кто учился и учится в школе, изучают этот период. Теперь в этом заключается наша ответственность - знать историю своей страны. Это - одно из важнейших событий современной истории. Если вы живете в Пенджабе, Дели или Уттар-Прадеше, вы все равно обнаружите, что каждая вторая, третья семья в вашем районе мигрировала из тех мест, которые сегодня называют Пакистаном. Это огромное количество людей.
• Учитывая тему фильма, может быть «Бхарат» проповедническим по своей природе? Вы должны были найти баланс?
- Мне было совершенно ясно, что я сохраню эмоции фильма и это будет семейная драма. Фильм совсем не политический. Это фильм о семье среднего класса. В фильме показан герой, который имеет свой своеобразный взгляд на мир. Не играет роли, согласны вы с ним или нет, но у него гуманные убеждения. Глубинной основой этой страны всегда был insaniyat (человечность, гуманность). Несмотря на сильную социальную направленность, фильм «Мать Индия» 1957 года был и остается очень интересным фильмом.
• Это Ваш третий фильм с Салманом Кханом после «Султан» (2016) и «Тигр жив» (2017). Что для Вас важнее всего, как режиссера - его образ, сила звезды или его влияние на массы?
- Каждый раз, когда я пишу образ героя, я стараюсь сделать его более значительным, чем звездный имидж Салмана, так, чтобы его «звездный» образ не заслонял героя, чтобы его звездность меньше проявлялась в нем. В «Султан» титульная роль, которую играет Салман такая же харизматичная, как и актер и даже больше. Точно такой же персонаж и в «Тигр жив». Тигр может делать то, что никто другой не сможет. Сила и значимость Тигра гораздо больше Салмана. Так и в «Бхарат». Персонаж фильма делает в фильме намного больше, чем сам Салман. Я считаю, что фильм должен быть чем-то большим, чем звезды в нем.
• В какой-то степени, это предполагает устранение неверия, недоверия. Султан в возрасте 30 лет начинает обучаться борьбе и становится чемпионом.
- В фильмах с сильной сюжетной линией, умение добиться доверия зрителей - это сила режиссера. Если вы сможете поддержать сюжет истинными и сильными эмоциями, то это будет продвигать фильм вперед. Это работает не только в фильмах на хинди, но и во всем мире. В «Армагеддоне» группа из 5 человек предотвращает столкновение нашей планеты с астероидом. То, как они этого добиваются и эмоциональный порыв, сила заставляют нас поверить в них. Люди верят Султану, потому что они доверяют его эмоциям, силе его характера. Тоже самое с Тигром. Это разные фильмы. Один из них основан на изображении такого сильного образа на большом экране. Этот же основан на событиях, происходящих в 60-70-80 годы.
• Когда Вы начали работать над «Бхарат»?
- Я начал работать над этим фильмом сразу после фильма «Султан». Этот фильм потребовал много исследований. Его история, сценарий, персонажи были написаны в соответствии с тем, что переживала наша страна с 1947 года по настоящее время. Это касается периодов, когда страна переживала безработицу, глобализацию и другие события. Исследования были также необходимы для производства костюмов и других нужных для съемок атрибутов.
• Принимались ли во внимание социальные потрясения, которые пережила страна в последние годы?
- В фильме главенствует гуманный взгляд на то, что происходит вокруг нас. Когда вы посмотрите фильм, вы поймете, как и почему он заканчивается, и как всё это происходит в фильме.
• Все ли эти факторы делают его идеальным релизом на Ид?
- Это - идеальный "thaali" Салмана Кхана. Каковы бы ни были ожидания аудитории от фильма Салмана Кхана, все это в фильме есть. Он хорошо выглядит, у него остроумные шутки, и у него отличные песни в фильме. Актрисы в фильме великолепные. Это тоже имеет большое значение для фильма.
• Несмотря на все это, разве фильмами Салмана не управляет тестостерон?
- Я так не думаю. Вся хитрость заключается в режиссере и тексте, сценарии фильма. Да, Салман - мачо, в нем есть все, что с этим связано. Однако, если вы внимательно наблюдаете за Султаном, вы увидите его мягкость и нежность. В «Тигр жив», когда он понимает, что у него есть жена и сын, мы видим его доброту и нежность. Все зависит от того, как вы используете, как показываете его в фильме. Я всегда показываю эмоциональную сторону его характера.
• Насколько важно для Вас доказать, что «Бхарат» больше и значительнее, чем любая каста или религия?
- Когда вас спрашивают в любой точке мира о вашей идентичности, то, если первое, что вам приходит на ум «Я - индиец», это и есть ваша идентичность. Это - ваша личность. Потом уже возникает вопрос веры и т.д. Фильм рассматривает все это в широком смысле. Отсюда вытекает суть того, как моральные ценности и принципы этой страны влияют на вас, как на личность.
Перевод: Жаннат Бакраева для vk.com/official_salman_khan