потом
Насируддин Шах / Naseeruddin Shah
Сообщений 1 страница 11 из 11
Поделиться22020-03-14 19:59:03
Актёры индийского кино. Насируддин Шах.
2 дня назад
178 дочитываний
2 мин.
210 просмотров. Уникальные посетители страницы.
178 дочитываний, 85%. Пользователи, дочитавшие до конца.
2 мин. Среднее время дочитывания публикации.
Удивительно и ненормально, что о таком ярком, талантливом и необычном актёре как Насируддин Шах, почти нет никакой информации или есть, но очень скупые обрывочные данные. Это несправедливо! Посмотрите, какой восточный красавец, какая мужская харизма, сила воли в каждом мускуле, сила таланта в каждом движении.
Он, как и многие известные актёры Индии, Шабана Азми, например, творческое порождение и открытие режиссёра Бенегала - он также входит в число крупнейших мастеров "параллельного кино" и одновременно считается одним из наиболее популярных и дорогостоящих актёров коммерческого кинематографа. Мусульманин по рождению из семьи армейского офицера, потомка Саид Мухаммад Шаха, он в 1971 году окончил Алигархский мусульманский университет и поступил в Национальную школу Драмы в Дели.
Как "звезда" он стоит рядом с Баччаном, Чакраборти, Риши Капуром, Дхармендрой и другими любимцами зрителей, но его авторитет несравненно выше. Диапазон его ролей необычайно широк: здесь и безвольный, беззащитный, жалкий герой из "Конца ночи"; беспредельно мужественный и решительный предводитель восставших сипаев в "Безумии" (обе ленты поставлены Ш.Бенегалом); и аристократ, превратившийся в бандита из "Красного перца"; и самонадеянный и самовлюблённый брахман из "Часа, когда возвращаются коровы с пастбища", вплоть до многих и очень разных образов молодых интеллигентов в картинах о современности.
В фильме "Джанун".
В фильме "Джанун".
Это действительно актёр на все роли, наделённый редкостной способностью к перевоплощению. К перевоплощению не за счёт костюмов или изменения внешности с помощью париков и грима, а за счёт неповторимой индивидуальности, которой наделён каждый персонаж, в том числе и в коммерческих картинах.
Шах также кончал Институт кино и телевидения в Пуне, где и познакомился с режиссёром Бенегалом, и ещё там поражал своих преподавателей и сокурсников даром к перевоплощению. Это действительно, дар, но Шах справедливо говорит, что он может наделять индивидуальностью, показывать особенное и неповторимое только в тех персонажах, которые ему интересны и которые - его собственные слова - "жизненны, а не придуманы или сконструированы. Поэтому я никогда не играю типов, которых не понимаю".
Надо сказать, что внешне Шах очень скромен - невысок ростом, не так ярок, как например Риши Капур, и если чем привлекает внимание. то испытывающим взглядом живых глаз. В большой толпе не заметишь. Но на экране он расцветает всеми магическими красками мастерства, тут он всегда премьер, глаз не оторвать! Всегда такой, каким должен быть его герой. Вспомним фильмы с его участием, которые шли у нас: "Дорогая Умрао", "Крик раненого", "Конец ночи" и другие, - везде Шах разный, особенный, впечатляющий. Главное же, он везде на редкость убедительный.
Шах в комедии про гангстеров, неповторим, как всегда.
Шах в комедии про гангстеров, неповторим, как всегда.
И гангстеры, и злодеи, и добряки- простаки, так же хорошо ему удаются, как и талантливые интеллигенты. Для сравнения обратимся к фильму "Крик раненого", где Шах играет роль молодого адвоката Бхаскара. Это тоже современный интеллигент, образованный, получивший возможность жить беспечально. Но позиция Бхаскара - позиция борца с жизненным неустройством, а не потребителя, он убеждён. что зло должно искореняться, а истина и справедливость торжествовать. По сюжету произошло тягчайшее преступление, изнасилована и убита жена крестьянина, убита богатым влиятельным человеком, но обвинили во всём её мужа. И вот с такими противовесами приходится столкнуться молодому адвокату, знающему истину. Такие борцы с бандитами, торговцами наркотиками, продажными полицейскими, грязными дельцами и т.п. - не редкость в индийских фильмах, и, как правило, в таких ролях выступают победительные, рослые и ловкие актёры типа Дхармендры, Баччана, Раджеша Кханны, Ашока Кумара и т.д. Они лихо стреляют, мечут ножи, раздают зуботычины и убедительно демонстрируют знания каратэ - их торжество над негодяями неизбежно, как дважды два - четыре. Невысокий, некрепкого сложения, изящный Шах на роль такого борца с гангстерами не годится. И в роли Бхаскара он демонстрирует не крепость мускулов, а силу духа и мужество человека, отстаивающего правое дело.
Как адвокат он должен защищать тёмного, ничего не понимающего в том, что с ним случилось, крестьянина, обвиняемого в убийстве жены. Его бесподобно играет Ом Пури. Очень скоро Бхаскар догадывается, что дело совсем не так просто, что крестьянина запутали во время полицейского следствия,. Чтобы скрыть собственное преступление, местный богач-помещик и его личная стража пойдут на всё и подкуп и шантаж. Этот помещик гроза и властелин округи, способный подкупить кого угодно, а неподкупных физически устранить. Так человек, сообщивший правосудию имена преступников, сразу же погибает, несмотря на полицейскую охрану. Смерть грозит и Бхаскару, набирающему улики против помещика. Он осознаёт опасность, он её не преуменьшает и его друг прокурор, готов понять его и простить, если тот отступит, откажется от этого дела. Шах не играет в героя - он откровенно боится, но - и это самое важное - отступить перед злом он тоже не может.
Роль Бхаскара состоит из полутонов, на движениях души, почти не имеющих внешних выражений, на тонкой мимике и сдержанных жестах. В ней важно проявление характера, а не тот или иной поступок. Сложная роль, и трудно сказать, кому бы она могла быть по плечу, кроме Шаха.
"Крик раненого".
"Крик раненого".
И вот в бомбейском боевике "Мираж" режиссёра П.Парашера, Шах сыграл роль полицейского инспектора. Там ему приходится и стрелять, и драться, и мчаться на автомобилях в погоне за преступниками. Первые кадры ленты вводят в недоумение - неужели фаворит индийского кино, талантливый и техничный актёр опустился до съёмок в ширпотребе, в полной чепухе? Как же его неоднократные заявления, что играет только "жизненные роли"? Однако фильм продолжается и постепенно приходит понимание: перед тобой никак не чепуха, а тонкая пародия на полицейские детективы, всё чаще в индийском кино появляющиеся и представляющие собой некие "фильмы ужасов", где пытают и убивают.
В "Мираже" тоже полно страстей, в том числе и невероятных, - например, известно, что американские гангстеры могут послать неугодному им человеку взрывное устройство по почте, убивающее того, кто посылку вскроет; в Индии, оказывается, они посылают в коробках и живых ядовитых змей - можно представить чувства получившего посылку, когда в его руках оказывается разгневанная кобра! А Шах также неуязвим и победителен, как Баччан в такого рода ролях. Однако всё это явно понарошку, своего рода игра в игру. Шах демонстрирует, как это просто - играть супермена, используя минимальный набор стандартных приёмов, он смеётся над такого рода образами.
Насируддин Шах, как выше отмечено, открыт режиссёром "параллельного кино", но это ничего не значит - он бы и сам себя открыл, снявшись в двух-трёх любых картинах. Талант не замажешь. Не стоит, думается, и зачислять его в какой-нибудь "разряд" - он сам по себе, он актёр Божьей милостью, какие в любых кинематографиях и в любое время большая редкость!
Поделиться32020-03-14 19:59:16
Фильмография
Карма / Karma (1986) (озвучен т/к Zee TV Россия)
Страх / Tahalka (1992) (озвучка т/к BollywooD HD)
Тревожный плен / Red Alert: The War Within (2009) (озвучка студия SDI Media для т/к Индийское кино)
Поделиться52020-03-22 14:26:03
Интервью Насируддина Шаха
19.01.2010
Рина Парик, корреспондент ежедневной газеты на хинди "Navbharattimes" встретилась с умным актёром, и он дал ей содержательное интервью.
В. - Почему вы согласились играть такую странную роль в фильме "Ishqiya" (реж. Абхишек Чаубе, выходит на экран 29 января)?
О. - Я давно знаю Абхишека, ещё с того периода, когда он работал ассистентом режиссёра Вишал Бхардваджа. Он отчётливо представлял, каким должен быть этот фильм. Кроме того, меня вдохновило само его предложение впервые в жизни сыграть роль романтического влюблённого. Ведь я всегда раньше выступал в роли женатых мужчин.
В. - Вы и в реальной жизни такой романтик?
О. - Нет. Я отнюдь не романтик.
В. - Ваши партнёры по съёмочной площадке, наверное, нервничали, играя с вами?
О. - Я никогда не тяну одеяло на себя. Если актёры и нервничали, то я тут при чём?
В. - Вы признаёте, что сейчас индийское кино становится в какой - то мере экспериментальным. Может быть, пришло время перемен?
О. - Нельзя это назвать этапом перемен. В кино пришли молодые режиссёры, и они не хотят придерживаться замшелых стереотипов, хотят снимать несколько иные картины. Я лично возлагаю большие надежды на Вишал Бхардваджа, Анурага Кашьяпа и Раджкумара Хирани. Фархан тоже снял хорошие фильмы, хотя их содержание не отличается особой новизной, но заслуживает уважение та любовь, с которой он снимает кино. С другой стороны, когда я вижу фильма Субхаша Гхаи, то испытываю сожаление.
В. - Вы очень активны и в театре. Что вам больше по душе: кино или театр?
О. - (улыбаясь) Театр по душе. Кино ради счёта в банке. Если нужно было бы выбрать одно из двух, то я бы выбрал театр, потому что я ведь умею хорошо ставить пьесы.
В. - Вы ведь были и режиссёром фильма. Не хотите снова поработать в этом направлении?
О. - Нет. Когда я снимал фильм "Yun Hota Toh Kya Hota: What if ..." (2006, реж. Насируддин Шах), то я видел в нём изъяны. Их можно было бы устранить. Вообще -то режиссура в кино отличается от режиссуры в театре, потому что это разная система мышления.
В. - Ваше имя среди маститых актёров. А вам приходилось в жизни сталкиваться с неудачами?
О. - Конечно. Когда Смита Патиль посоветовала мне стать диктором новостей, я пошёл на прослушивание, и меня забраковали. Мне объяснили причину. Для диктора новостей требуется безликая внешность. А когда ты на телеэкране, то выглядишь как характерная личность. К тому же им моя борода не понравилась. Тогда мне казалось, что если я не получу эту работу, то умру с голоду. А сейчас на телевидении, на радио - везде требуются актёры.
В. - Вы когда - нибудь шли на компромисс ради материальной выгоды?
О. - Нет. Я в каждом фильме снимался по своей доброй воле. Никто не мог меня заставить делать то, что я не хочу. И я не сожалею ни об одной своей роли.
В. - Есть желание сыграть какую - то особую роль?
О. - Нет. Я хочу быть составной частью хороших картин. Сколько актёров немого кино мы помним? А сколько актёров начального этапа звукового кино осталось у нас в памяти? Хотя они были актёры высшей категории. Возьмите, например, Акшай Кумара и Говинду. Хотя со временем они стали хорошими актёрами, но какой их фильм у вас задержался в памяти. Шамми Капур - мой любимый актёр, но назовите хотя бы один фильм, в котором он снимался. Каким бы я ни был актёром, но люди и теперь помнят такие фильмы как: "Mirza Galib" (1988, телефильм, реж. Гульзар) и "Masoom" (в советском прокате шёл под названием "Необдуманный шаг", 1983, реж. Шекхар Капур). Поэтому для меня более важна ни какая -то конкретная роль, а желание быть составной частью картины .
Перевод с хинди Корчагова Ю.Ф для сайта "Индийский кинематограф крупным планом" (с) http://sitaara.narod.ru/
Поделиться62020-03-22 14:34:04
Насируддин Шах: Во мне так много разных людей...
Без даты
Не только в индийском, но и во всем мировом кино навряд ли найдется еще актер, обладающий такой способностью к перевоплощению, умением быть органичным, доконца убедительным в любой из своих ролей, какой не перестает удивлять Насируддин Шах. В фильмах, знакомых советскому зрителю по прокату или по фестивальным показам, он представал в образах, поразительно непохожих друг на друга, и это при том что внешность свою по большей части актер вообще не меняет, играет без грима. Слабовольный Вишвам из "Конца ночи", над робостью и стыдливостью которого потешаются наглые братья, и яростный Сарафраз, предводитель восставших сипаев, в "Безумии" (оба фильма поставлены Шьямом Бенегалом); мучающийся в поисках верного жизненного пути молодой адвокат Бхаскар из "Крика раненого" Говинда Нихалани и другой адвокат, персонаж фильма Саида Мирзы "Слушается дело Джоши", беззастенчиво наживающийся на несчастье своего клиента; мудрый, душевно тонкий директор школы для слепых в "Прикосновении" Саи Паранджпе и сыгранный в брехтовской гротесковой манере субедар, государственный сборщик податей, упивающийся своим всесилием и покорством обираемых им крестьян в "Красном перце" Кетана Мехты, представлявшем искусство Индии на XV Международном кинофестивале в Москве.
Вместе с этой картиной и другими участниками ее создания приехал и Насируддин Шах, впервые оказавшийся гостем нашей страны. Тогда же было записано и это интервью.
- Как вы пришли в кино?
- Еще учась в школе, я убежал из дому в Бомбей, чтобы стать актером. Ничего из этого не получилось - пришлось вернуться. Я учился в колледже английскому языку и английской литературе, потом изучал политические науки в мусульманском университете в Алигархе и наконец все же смог поступить в Национальную школу драмы в Дели, где три года учился мастерству театрального актера, а затем еще два - в киноинституте в Пуне, на этот раз уже осваивая профессию актера кинематографического. Тогда же я познакомился с Шьямом Бенегалом и еще студентом получил у него свою первую роль в фильме "Конец ночи". С тех пор мы еще пять раз работали вместе, всего же за двенадцать лет работы в кино я снялся почти в восьмидесяти фильмах. Кроме того, я играю и в театре...
- Я всегда поражался, как вы успеваете столько сниматься, а вам, оказывается, этого мало...
- Актеру нужно играть. У нас своя небольшая труппа, мы делаем спектакли экспериментального характера, не рассчитанные на большую аудиторию. Каждый вечер собирается не более двадцати - тридцати зрителей, но мы все равно продолжаем работать.
С самого зарождения нашего театра мы решили, что труппа его должна быть небольшой, иначе трудно будет и собираться вместе, и оставаться единомышленниками. Поначалу нас было трое, все мужчины, и первой сложностью, которая обнаружилась, оказалась отсутствие драматургии, подходящей для нашего состава. Но все же нам удалось найти и поставить ряд пьес с двумя - тремя героями, а вскоре я женился, еще один из моих друзей женился, и наша труппа выросла до пяти человек. Мы ставим спектакли на те деньги, которые зарабатываем на сцене (не в кино; наш принцип - самоокупаемость), у нас маленький зал, стараемся, чтобы постановки были дешевы.
Я испытал большое влияние идей Ежи Гротовского о "бедном театре" - читал его книгу и даже ездил в Польшу и какое-то время проработал у него во Вроцлаве. Его концепции я стараюсь применить и к нашему театру: мы делаем ставку только на актера, избегаем пышных декораций, стремимся, чтобы зритель дорисовывал происходящее на сцене собственным воображением, используя минимум реквизита. Наша труппа существует уже восемь лет. Еще я участвовал и в нескольких спектаклях других трупп: они делались по популярным пьесам, пользовались успехом у публики. В нашей же труппе мы обращаемся к драматургии, широкому зрителю неизвестной, не рассчитанной на кассовый успех.
К сожалению, в Индии мало талантливых драматургов, мало хороших пьес. Всегда предпочтительнее играть вещи, написанные на родном языке, но это не всегда возможно. И хотя переводы часто оставляют желать лучшего, мы обращаемся к зарубежным источникам, делаем адаптации европейской и мировой драматургии, ставим древнеиндийскую классику. Играем мы на хинди и на английском. Ставили Брехта, собираемся ставить Шекспира, правда, для него наша труппа слишком мала. Очень любим Чехова, собираемся нынешней зимой поставить "Три сестры" - для этого нескольких исполнителей собираемся привлечь со стороны.
- Какие из своих ролей вы считаете лучшими?
- Думаю, в фильме Гаутама Гхоша "Переправа"...
Прекрасная работа! Буквально за месяц до этого разговора я был членом жюри ФИПРЕССИ на Международном кинофестивале в Варне, где и голосовал за присуждение нашей премии именно этому фильму - правдивому, честному, человечному, а в финале поднимающемуся до трагедийной высоты. Насируддин Шах играет в нем Раму, крестьянина из касты неприкасаемых, вместе с другими односельчанами осмелившегося ответить насилием на насилие помещика, бежавшего от его мести в город. Здесь после долгих и безуспешных поисков работы он находит наконец возможность заработать немного денег: для этого он должен вместе со своей женой вплавь переправить через широченное устье Ганга стадо свиней - для их владельца это дешевле, чем нанять лодку. Шах и его партнерша Шабана Азми играли эту сцену без дублеров, им самим выпало пережить нечеловеческое напряжение тяжелейшей переправы, воплотив при этом и сложнейшую гамму чувств - от надежды к отчаянию и снова к надежде...
- Это был не просто хороший фильм, но фильм, дающий представление о современном положении человека и страны. Характер героя здесь настолько отличен от моего собственного, что пришлось как следует поработать. Во-первых, надо было похудеть, обрить голову, а кроме этих чисто внешних перемен надо было изнутри проникнуть в его характер. Для этого, в частности, я много времени потратил на изучение обычаев того места, где происходит действие, - штата Бихар. Это одно из самых сложных, конфликтных мест в нашей стране. Думается, и в чисто профессиональном плане роль удалась.
- Как вам удается играть таких разных, таких непохожих друг на друга героев?
- Я привык к тому, что во мне живут самые разные характеры и в тот или иной из них приходится
перевоплощаться в зависимости от обстоятельств фильма. Наверное, при определенном стечении условий я мог бы стать любым из своих героев. Человек вообще многолик и очень по-разному проявляется в зависимости от ситуации.
- Какую роль в вашей жизни, в вашем формировании как актера сыграл Шьям Бенегал?
- Это большой режиссер. Он одним из первых в Индии начал делать серьезные фильмы, способные при этом завоевывать успех у зрителя. "Конец ночи", где я впервые у него снялся, был второй его картиной. Рад, что работаю с ним почти с самого начала его пути, что участвовал в большинстве его картин. Очень многим ему обязан: то, что достигнуто моной и в кино и в театре, - в значительной степени его заслуга. Считаю Бенегала своим учителем. К сожалению, в последнее время он не снимал и я с ним не работал. Но вскоре он начинает съемки телевизионного сериала по книге Джавахарлала Неру "Открытие Индии", в котором я также приму участие.
- Расскажите, пожалуйста, о своей работе в фильме "Красный перец".
- После выхода фильма мне приходилось слышать, что в нем я не совсем на месте. Все остальные играют реалистически, а я как-то не так, как-то с пережимом. Такие мнения странны для меня, хотя я и понимаю их причину. Кетан Мехта, постановщик фильма, работает под сильным влиянием Брехта. Он считает, что актер должен не вживаться в характер, а иллюстрировать его, показывать его сущность. Он так и сказал мне перед съемками: "Твой герой - не реальный человек, он - концепция. Он - обобщенный образ предателя индийского народа в период колониального господства англичан. Это ты и должен сыграть". Поэтому я и не задумывался над тем, каков он как человек, кем были его родители, где вырос, как воспитывался. Такие подробности необходимы в работе над реалистическими образами. А здесь больше надо было думать о физическом облике этого человека, о том, как через него выразить ту главную концепцию, ради которой он в фильме и присутствует. Мне понадобилась здесь манера создания образа, свойственная комиксу: знаете, такие книжки, где сюжет излагается в виде серии рисунков, а персонажи развиваются от картинки к картинке.
- Вы уже не первый раз снимаетесь у Кетана Мехты. До этого был фильм "Бхавани Бхаван", посвященный народному гуджаратскому театру.
- Там я играл в аналогичном ключе. Разница лишь в том, что и все другие актеры следовали подобной манере, а не один я, как в "Красном перце".
Мне очень интересен этот стиль. Самая старая форма драматического искусства в Индии - рассказывание историй. Садится рассказчик, вокруг него собирается вся деревня, и начинается долгое представление, где рассказчик не просто говорит, но изображает историю в лицах, играет за каждого из ее участников. Снимая "Бхавани Бхаван", мы все время держали в памяти эти традиции народного искусства. Они очень важны и для сегодняшнего кинематографа. Ведь мы обращаемся своими фильмами к людям, которые так устают к концу дня, что если мы хотим донести до их сознания какую-то мысль, то должны делать это через доступные им формы, способные заставить их забыть об усталости, о трудностях жизни, о бытовых неустроенностях. Чтобы приобщить к своим мыслям зрителя, надо постоянно искать наиболее эффективные пути их выражения.
- Вы много играли в фильмах Саида Мирзы, к сожалению, не демонстрировавшихся в нашей стране. В частности, в фильме "Почему рассердился Альберт Пинто".
- Герой фильма - молодой человек, принадлежащий к христианской общине Индии. Это сообщество каким-то образом осталось в стороне от главного направления движения Индии, сознательно отделило себя от ее пути. Они вообще более считают себя англичанами, чем индийцами, хотя на самом деле они безусловно индийцы, разве что по вероисповеданию католики.
Альберт Пинто - один из этого сообщества. Он любит развлекаться, танцевать, весело прожигать жизнь и не склонен задумываться о таких вещах, как социальная справедливость. Он автомеханик, чинит шикарные лимузины, принадлежащие капиталистам, ему даже разрешается посидеть за рулем машины. Пока она у него в ремонте, он король, а когда подгоняет ее к дому владельца, встречают его как раба.
Отец Альберта - рабочий на фабрике, его товарищи готовятся к забастовке, Альберт отговаривает его присоединяться к ним: не надо бастовать, надо слушаться хозяев, ведь они нас кормят. Но отец возражает: никто не делает мне одолжения, свой хлеб я зарабатываю сам... Многое еще происходит с героем. Он начинает понимать, что он индиец, что был дураком, воображая себя англичанином.
В финале картины со своей подругой Альберт идет в кино, где показывают документальную ленту о забастовке на фабрике. Когда появившийся на экране фабрикант начинает излагать свое понимание происходящего, герой приходит в негодование, начинает отвечать ему прямо из зала: ты лжец, твои слова - вранье. Он так сердится, так кричит, что остальные требуют вывести его на улицу. Финал этот означает, что герой стал думающим человеком: теперь он не будет отворачивать взгляд от творящейся вокруг несправедливости. Он будет бороться.
- В фильме "Полуправда" у вас совсем небольшая роль. Не часто актер, достигший ваших высот, соглашается играть в эпизодах.
- Я не делаю различия между большой и маленькой ролью, не имеет значения, в каком качестве я появлюсь на экране. Главное - могу ли я своим участием как-то помочь хорошему делу, фильму, пытающемуся сказать правду.
...Как замечательна и как редка такая позиция! И как по высокому счету она работает на самого актера. Роль в "Полуправде" у Шаха действительно самая маленькая. Но вовсе не незначительная. Актер сыграл здесь бывшего полицейского - спившегося, опустившегося человека. Такая же участь может ждать и главного героя, если он сломается, отступится от своей правоты, пойдет на компромисс с мерзавцами, скупившими полицейскую верхушку, упивающимися своей вседозволенностью, чувствующими себя хозяевами жизни...
- Как вы относитесь к своей работе в коммерческом кино?
- Я не игнорирую его. Нельзя забывать, что в нем - мечты нашего детства. Сниматься в коммерческих фильмах - значит, быть популярным, известным, чем тоже не стоит пренебрегать. И вообще мне нравится сниматься в кино, даже в пустеньких лентах, хотя отлично понимаю, что польза от них невелика, что их вскоре же забудут. По-настоящему значительное место в моей жизни занимает все же серьезное кино.
- Многие ваши коллеги из разных стран перешли в режиссерскую профессию. Не собираетесь ли и вы сделать подобный шаг?
- Собираюсь, и вскоре же. Не знаю, буду ли я делать политическое кино, - для этого надо иметь определившуюся идеологию. Единственное, в чем уверен, - фильмы, которые буду снимать, должны быть интересными зрителю. Если мы хотим быть услышанными, надо говорить так, чтобы нас слушали. Развлекая, воспитывать.
- Не собираетесь ли вы попробовать себя и как сценарист?
- Хотелось бы писать сценарии к своим фильмам, но, увы, я не писатель. Впрочем, кое-какие сценарные идеи у меня есть. Возможно, через пару лет некоторые из них вы увидите воплощенными.
- Каковы ваши ближайшие планы?
- Собираюсь вместе с Шабаной Азми сниматься в фильме, героями которого будут люди из общины парсов. Много столетий назад парсы пришли из Ирана. Живут они очень изолированно, как бы существуя отдельно от остального индийского общества. Это будет очень простая история о двух близких друзьях.
- Каковы ваши впечатления от Москвы?
- Я здесь первый раз, мне все очень нравится, люди приветливы и доброжелательны, фестиваль отлично организован. Я смог посмотреть много хороших фильмов. Надеюсь вернуться сюда еще раз.
- Знакомы ли вы с советским кино?
- К сожалению, слишком мало. Очень высоко ценю Смоктуновского, считаю его одним из лучших актеров мира. Видел его в "Гамлете", в "Чайковском" и сейчас здесь - в "Очах черных". Очень хотел увидеть его на сцене, но на этот раз не получилось. Постараюсь со временем побольше узнать и о советском кино и о тех, кто его создает.
- Как вы понимаете главное назначение кинематографа?
- Показывать действительность такой, какова она есть. Ни одно из искусств не обладает для этого равными возможностями. Кино сохраняет для будущего облик времени. Если через тысячу лет кто-либо захочет узнать, какой была Индия, допустим, в 1987 году, достаточно будет посмотреть фильмы этого времени. Смысл работы кинематографистов, я думаю, в том и состоит, чтобы запечатлеть время.
Беседу вел А. Липков.
По материалам сайта: sveta-india.narod.ru
Поделиться72020-11-28 15:48:25
Насируддин Шах говорит, что дебаты о смерти Сушанта Сингха Раджпута становятся подростковыми: "почему мы стираем грязное нижнее белье на публике?’
01.08.2020
Актер-ветеран Насируддин Шах считает, что бурные дебаты вокруг смерти Сушанта Сингха Раджпута с каждым днем становятся все более подростковыми. Беседуя с Анупамой Чопра по поводу фильма "Companion", Насируддин сказал, что надеется, что люди позволят Сушанту покоиться с миром.
Когда его спросили, считает ли он, что дебаты приведут к каким-либо реальным изменениям, Насируддин сказал: “Можно только надеяться на это, хотя уровень дебатов становится все более и более юношеским, и я считаю это совершенно ненужным. Почему мы стираем их грязное белье на людях? Почему актеры, которые были довольны, теперь жалуются, что их нет на афишах? Почему актеры, которые не получили определенного фильма, жалуются, что они его не получили? Они ничего не поняли. Есть так много актеров, которые этого не поняли. Если каждый из нас начнет перечислять жалобы, киноиндустрия покажется ему худшим местом на земле. И я осмелюсь сказать, что это справедливо для любой отрасли. Прежде всего, я надеюсь, что этот бедный Сушант будет похоронен и люди просто оставят его в покое.”
Насир, возможно, говорил об актере Дипаке Добрияле, который недавно поделился афишами всех фильмов, в которых он участвовал, но не нашел места на афишах. “Я тоже был в этом замешан. Я буду жить вот так, без всяких жалоб. Только одна просьба, я доволен рабочими кадрами. В следующий раз, когда вы укажите меня, пожалуйста, используйте рабочий Стилл. Спасибо)”, - написал он в своей подписи.
Дебаты вокруг смерти Сушанта превратились в хаос, и многие актеры и кинематографисты утверждают, что аутсайдеры подвергаются остракизму в этой отрасли со стороны привилегированных. Кангана Ранаут нацеливалась на влиятельных кинематографистов и звездных детей, даже называя других актеров, таких как Таапси Панну и Свара Бхаскар, актерами класса В и бутлерами. Они, как и многие другие киношные личности, с прошлого месяца были вовлечены в войну твитов.
Говоря о надеждах, которые он возлагает на фильмы, поступающие на ОТТ из-за пандемии коронавируса, Насируддин сказал, что это положит конец культуре празднования посредственных блокбастеров. “И я надеюсь, что люди поймут тщетность блокбастеров, вызывающих аплодисменты, бросающих монеты на фильмы, потому что этого, вероятно, больше не произойдет. Будет очень интересно посмотреть, какую реакцию вызовет фильм Салмана Кхана на платформе OTT? Люди, наблюдающие в одиночестве дома, будут ли они по-прежнему бросать монеты в экран? Нет, не будут. Это лихорадка, которая заражает всех», - сказал он.
Насируддин будут показан в Amazon Prime Series , Bandish Bandits. Он играет классического певца в шоу, которое выходит 4 августа.
✅перевод для группы Мир индийского кино Болливуд, (с) https://vk.com/wall-26043963?offset=5780 брать через репост ❗
Поделиться82020-12-26 16:03:58
📰🗞 Насируддин Шах отчитал Кангану Ранаут? Сказав: «Меня не интересует мнения полуобразованной старлетки».
19.08.2020
Актер-ветеран Насируддин Шах опровергает теории «инсайдер» и «аутсайдер», а также теории мафии в кино.
Кангана Ранаут всегда была против концепции «инсайдеры против аутсайдеров» и кумовства, которые, по ее мнению, якобы используются «киномафией» Болливуда. однако ее резкие взгляды не приветствуются многими знаменитостями. Самым последним именитым актером, отчитавшим актрису, является Насируддин Шах. В своем интервью India Today, актер-ветеран раскритиковал Ранаут за то, что она использует смерть Сушанта Сингх Раджпута как средство для устранения «разочарований» в киноиндустрии, он также отбросил дебаты, назвав их 'bulls***'. И как будто этого было недостаточно, Шах также заявил, что никто не покупается на мнение «полуобразованной старлетки».
Актер сказал:
«Это просто отвратительно. Я не следую за этим. Я был глубоко опечален смертью молодого человека. Я сам не знал его, но у него было светлое будущее, и это была пустая трата жизни. Но я стараюсь не следить за той чепухой, которую несут множество людей. Каждый человек, у которого есть хоть малейшее разочарование в уме, в своем сердце по поводу коммерческой индустрии, сейчас извергает в прессу. Это очень отвратительно. Я имею в виду, держите жалобы при себе. никто это не интересует».
Он добавил:
«Никого не интересует мнение какого-то полуобразованной старлетки, решившая взять на себя ответственность, ну знаете, добиться справедливости для Сушанта. Если нужна справедливость, я думаю, нам нужно верить в закон, это не наше дело, я думаю, нам не следует этим заниматься».
Обращаясь к дебатам «инсайдер против аутсайдера», Насируддин Шах сказал:
« Я не понимаю эту чушь про инсайдеров и аутсайдеров, которая сейчас происходит. Я имею в виду, что это полная чушь, и нам нужно положить этому конец, это bulls***. Почему бы мне, у которой была обеспеченная счастливая жизнь актера, не побудить моего сына заняться той же профессией? Разве это не сделал бы промышленник, не сделал бы юрист, врач? Никто бы этого не сделал? Вы хотите сказать. что потомки Нусрат Фатех Али Кхан не должны были стать певцами?» (А семейные династии... врачей, военных и тд. - мое)
Актер также опроверг существование «киномафии», заявив, что не чувствует никаких препятствий в получении работы, которую он заслуживает.
Перевела Лея, специально для форума "Индийское кино" (с) http://www.indiatv-forum.ru/index.php
Поделиться92022-02-22 11:46:26
🗞📰Насируддин Шах госпитализирован: менеджер актера информирует о состоянии его здоровья.
30.06.2021
Два дня назад Насируддин Шах был в срочном порядке госпитализирован после того, как у него диагностировали пневмонию. К счастью, актер хорошо реагирует на лечение. В настоящее время мужчина находится под наблюдением врачей в одной из городских больниц.
Менеджер актёра рассказал о состоянии здоровья актера изданию Masoom:
💬«Он находится в больнице уже два дня под наблюдением врачей. Госпитализировали его с пневмонией. В его легких был обнаружен затемнённый участок, а потому, его необходимо было срочно госпитализировать. Состояние его стабильно, и он хорошо поддается лечению».
Мы желаем актеру скорейшего выздоровления.
✅перевод для группы Мир индийского кино Болливуд, (с) https://vk.com/world_of_indian_cinema_bollywood брать через репост ❗
Поделиться102022-05-08 13:14:05
🗞📰 "Смерть меня не пугает": Насируддин Шах
28.07.2021
20 июля Насируддину Шаху исполнилось 71 год. Он предпочитает, чтобы празднование своего дня рождения было сведено до минимума, также ему удавалось сохранить сдержанность в этот день на протяжении многих лет. Субхаш К. Джа побеседовал с живой легендой кинематографа о том, как стать старше на год, а также об индийском кино.
Насируддина спросили, что будущее остается неопределенным, что он думает о смертности и бессмертии через искусство?
Он сказал: «Мысли о смертности были в моей голове с тех пор, как мне исполнилось пятьдесят. Каждое новое десятилетие знакомит с новыми проблемами со здоровьем. И я хочу сделать больше работы, прежде чем мое время истечет. Меня не пугает мысль о смерти, но пугает возможность стать инвалидом».
- 20 июня вам исполнилось 71 год. Как вы провели свой день рождения? И что для вас значит этот день?
- Теперь каждый день рождения в основном означает звон колокола! Днем я спал, а вечером мои дети и несколько близких друзей собрались, чтобы отпраздновать, а я сидел трезвый, как судья, и снисходительно наблюдал за всем!
- Каковы ваши детские воспоминания о вашем дне рождения? Торты, воздушные шары, песни?
- В детстве мы никогда не отмечали свои дни рождения, как в школе, самое большее, из дома приходила открытка и дополнительная рупия на карманные расходы.
- Сэр, мы живем в неопределенные времена. Вы недавно проходили медицинское обследование. Поскольку будущее остается неопределенным, каковы ваши мысли о смертности и бессмертии через искусство?
- Мысли о смертности были у меня в голове с тех пор, как мне исполнилось пятьдесят. Каждое новое десятилетие знакомит с новыми проблемами со здоровьем. И я хочу сделать больше работы до того, как мое время истечет. Мысль о смерти меня не страшит, но возможность стать инвалидом пугает.
- Вы, без сомнения, один из пяти величайших актеров индийского кино. Какие ваши любимые спектакли? Мои - "Sparsh", "Albert Pinto" , "Masoom", "Paar" и "Pestonjee", но мне совсем не понравился "Jaane Bhi Do Yaaron".
- Джордж Бернард Шоу, когда его попросили назвать трех величайших писателей всех времен, начал свой ответ с "The other two are...."! Я этого не говорю, хотя мои любимые - "Nishant", "Sparsh", "Masoom", "Mandi" и "Bombay Boys".
- Сэр, мы видели вас в двух коротких ролях - "Mee Raqsam" и "Ramprasad Ki Tehrvi". На самом деле одна из них была ролью скорби, так как ваш персонаж был мертв в начале... в прошлом году. Когда мы снова увидим вас в солидной авторской роли?
- Наверное, никогда! Тем не менее, у меня было больше, очень много замечательных ролей, и теперь я совершенно счастлив участвовать в проектах, которые мне нравятся.
- Театр всегда был для вас более увлекательным, чем кино? Почему? И мы скоро посмотрим другую пьесу?
- Театр, как и дерево, - это живое существо, которое продолжает органично развиваться, в отличие от фильмов, где, как только это сделано, то и сделано. Кроме того, в театре можно работать с величайшими текстами в мире, в то время как в нашем кино нам приходится в основном довольствоваться работой хакеров и плагиаторов. Есть пара вещей, которые я имею в виду для будущих театральных постановок, но теперь все зависит от Shri Covid ji Maharaj!
Перевела Лея, специально для форума "Индийское кино" (с) http://www.indiatv-forum.ru/index.php
Поделиться112022-07-12 10:23:22
📰🗞 Насируддин Шах как самый яростный полемист Болливуда: "Ненавидьте его, любите его, вы не можете игнорировать его".
29.07.2021
Действующий гуру не стесняется в выражениях и, как известно, придерживается твердых мнений. Хотя, несмотря на то, что время от времени он говорит невпопад, есть основания считать Насируддина Шаха голосом разума в эпоху пустого шума, политкорректности или, в некоторых случаях, золотой тишины.
Почему Насируддин Шах сердился? По множеству причин. В произвольном порядке его любимые раздражители включают лицемерие параллельного кино, посредственность в фильмах на хинди, подхалимство Болливуда по отношению к власть имущим, напряженный общественный климат, подъем талибов, Анупам Кхер и Вират Кохли. Шах, который был госпитализирован с приступом пневмонии в начале этого года, определенно знает, как устроить бурю.
Теперь в лучшем настроении 71-летний актер пришел в себя, чтобы поразмыслить над центральными проблемами дня, как касающимися его собственной отрасли, так и страны в целом. В недавнем скандальном интервью, которое попало в заголовки газет по совершенно плохим вопросам, он предположил — в характерной для Насира манере — что три Кхана боятся высказываться по социальным и политическим вопросам, возможно, потому, что “им есть что терять”, и зашел так далеко, что заявил, что правящий истеблишмент поощряет некоторых кинематографистов снимать проправительственные фильмы. Это последовало за его вирусным видео, предупреждающим собратьев-мусульман Индии о серьезной опасности празднования возвращения Талибов к власти в Афганистане. До этого, на этих самых страницах, он заявил к огорчению скорбящих поклонников Дилипа Кумара, что легенда Болливуда “не оставила никаких существенных уроков для будущих актеров”.
Седовласый и с глубоким голосом в придачу, Насируддин Шах уже не раз занимал провокационную позицию. Он назвал старого приятеля Анупама Кхера “клоуном” (это было неуместно), а гораздо более молодую Кангану Ранаут “полуобразованной старлеткой”, хотя позже уточнил, что он не назвал ее имя. Он высмеял Раджеша Кханна как “ограниченного актера”, только чтобы впоследствии выразить сожаление за то, что сказал это, и назвал выступление Фархана Ахтара в “Беги, Милка, беги” - “фальшивкой”. В прошлом году он признался на конклаве India Today, что восхищался Виджаем Анандом "больше, чем я восхищаюсь Гуру Даттом". Даже почтенное параллельное кино, которое дало Шаху передышку и поддержало его, не обошло стороной его яростную полемику.
“Послужной список этих кинематографистов говорит сам за себя”, - сказал он The Quint. “Вы можете вернуться назад и изучить работы нескольких кинематографистов, которые начинали в начале 70-х годов. Есть очень мало исключений, одним из которых является Мринал Сен, а другим - Шьям Бенегал. Мне трудно вспомнить третье имя.”
При всем уважении к Шаху, как насчет длинного списка таких знаменитостей, как Говинд Нихалани, Саид Ахтар Мирза, Гульзар, Сай Паранджапе, Мани Каул, Кетан Мехта? Многие поспорили бы с этим в том смысле, что, пренебрегая гигантами параллельного кино, Шах, который был запущен талисманом движения Шьямом Бенегалом в “Nishant“ в 1975 году, мог укусить ту самую руку, которая его кормила. К настоящему времени мы знаем, что этот мудрый человек из кино (или сцены, насколько ему нравится) ничего так не любит, как высказывать свое мнение и оставаться беззастенчиво верным тому, кто он есть, даже если иногда его политические заявления в конечном итоге обходятся ему в несколько друзей или делают его непопулярным. Любите его, ненавидьте его, игнорируйте его. Но никто не может отрицать этого: Шах никогда не испытывал недостатка в мужестве.
С момента прихода к власти правительства BJP интеллектуальный дискурс оказался на линии разногласий. Культурные войны разгорелись из-за так называемых либеральных голосов, таких как Насируддин Шах, которые в лучшем случае оказываются в меньшинстве, а в худшем - подвергаются поношению. После многих лет пребывания на подъеме это должно ощущаться как оскорбление для Левых и пиррова победа для Правых, хотя, возможно, было бы полезно отметить, что Шах никогда не идентифицировал себя как Левого.
У него есть твердые убеждения, как у любой типичной элиты, получившей образование в AMU, или фаната FTII-NSD, и он не боится их высказывать. Было бы легко отмахнуться от громких протестов Шаха как от бормотания старого чудака, если бы только он не был одним из самых почитаемых актеров хинди— вероятно, Индии — с более чем 200 картинами в его фильмографии. Что делает его голосом разума в море возмущения знаменитостей, так это то, что он не обязан быть верным какой-либо политической партии или идеологии. В эпоху Канганы Ранаут и Свары Бхаскар, которые сделали бренд из того, что стали «головорезами», Насируддин Шах выделяется своими особыми вмешательствами, не делая вид, что переусердствует.
Возьмите столкновение Ранаут с великими и могущественными представителями Болливуда. Кангану вначале хвалили как аутсайдера, взявшую на себя роль обвинителя киноиндустрии за эксплуатацию и кумовство. Но вскоре ее дерзкая смелость, которая придала ей уверенности в том, что она так политически откровенна, начала проявляться как простая пропаганда. Хотя ее периодические заявления все еще привлекают внимание средств массовой информации, вероятно, общественность потеряла доверие к ее способности быть полностью аполитичной. В отличие от некоторых своих коллег, Шах - дьявол без каких-либо планов. Он не активист. Вы не видите его сидящим в забастовках или ведущим марши протестов. Другими словами, у него, похоже, нет политических амбиций. Вот почему его выбор времени для этих комментариев не может быть поставлен под сомнение, потому что он не продвигает фильм и не добивается благосклонности для политического поста.
И в то же время он – не дружелюбная и профессиональная «говорящая голова». То, чем он кажется, - это одинокий голос, не поддержанный никем, кроме, возможно, его собственной совести. Если такие знаменитости, как Джавед Акхтар, Шабана Азми, Джая Баччан, Анупам Кхер, Хема Малини, Свара Бхаскер и Урмила Матондкар, проявляют солидарность с конкретным социальным или гуманитарным делом, всегда есть риск, что люди подумают, что это имеет какую-то политическую цель. С Шахом дело обстоит иначе. Он держится подальше от политики, что делает его чем-то вроде беспартийного игрока. Хотелось бы, чтобы его можно было нежно назвать “пожилым государственным деятелем” индустрии развлечений, но это было бы слишком, потому что это прозвище, которое он сам мог бы полностью отвергнуть.
Человек из содержательного кино
Политическое сознание не ново для Шаха. Политическая и социальная активность повлияла на его лучшие работы, особенно на его шедевры из движения параллельного кино. Эти фильмы были продиктованы мощным посланием о равенстве, социализме и свободе слова. Действительно, одна из причин, по которой вы могли бы ожидать, что кто-то с положением Шаха выступит против политических проблем его возраста, связана с его связью с социально значимым кинематографом, который он и его соратники отстаивали еще в 1970-х и 80-х годах. Пропитанный суровым реализмом и благими намерениями, параллельный кинематограф был наполнен поэтической надеждой на то, что когда-нибудь мир станет лучшим местом для жизни. В резком контрасте с большими бюджетами Болливуда, у него были большие амбиции и большое сердце. Если мы сегодня вообще относимся к Насируддину Шаху серьезно, то это может быть связано с его высоко ценимой работой, относящейся к этому золотому периоду хинди-кинематографа. К ним относятся "Sparsh", "Albert Pinto Ko Gussa Kyoon Aata Hai", "Ijaazat", "Junoon", "Jaane Bhi Do Yaaro", "Mandi", "Paar", "Mirch Masala" и многие другие.
Тем не менее, ни у кого не возникнет никаких сомнений в том, что карьера Шаха не была полностью безупречной. Даже его самые несгибаемые поклонники согласились бы с тем, что в последнее десятилетие или около того его выходы в кино на хинди были в основном без происшествий и далеко не такими классными, как его предыдущие хиты. С одной стороны, он время от времени выигрывал очки с такими фильмами, как "Finding Fanny", "Iqbal", "A Wednesday" и "Ishqiya". С другой стороны, вы видите его в таких фильмах, как "Ramprasad Ki Tehrvi", где был самый сильный актерский состав, но он стал просто «фоторамкой с гирляндами» и "The Tashkent Files", что заставляет вас задаться вопросом, потерял ли Насируддин Шах веру в кино. Неподражаемая Шабана Азми раскритиковала его, сказав (это скорее всего было в отместку за насмешки Шаха над актерским мастерством Фархана Акхтара в "Беги, Милка, беги"), сказав, что "Насир должен сосредоточиться на качестве своей собственной работы. После того, как он сделал Jackpot, он не в том положении, чтобы судить о каком-либо фильме...”
В своих увлекательно откровенных мемуарах "And Then One Day" актер-ветеран Насируддин Шах признает, что он был рожден, чтобы играть. Учитывая его недавнюю словесную войну, думаю, "рожденный реагировать" вполне подойдет!
Перевела Лея, специально для форума "Индийское кино" (с) http://www.indiatv-forum.ru/index.php