потом
Виджаянтимала / Vyjayanthimala
Сообщений 1 страница 5 из 5
Поделиться42023-08-24 18:29:50
Виджаянтимала — первая южно-индийская актриса, покорившая Болливуд
25.05.2022
Виджаянтимала Бали — более правильный вариант произношения: от тамильского Вайджаянтимала или Вайджейантимала — индийская актриса, профессиональная танцовщица, хореограф и политик. Первая южно-индийская актриса покорившая Болливуд (северный кинематограф Индии). Снималась около 20 лет подряд. Её фильмография насчитывает более 65 фильмов. В 1968 году удостоена правительственной награды Падма Шри. Лауреат 4-х премий Filmfare и ещё одной награды Filmfare за вклад в индийский кинематограф, а также 2-х премий от Ассоциации Бенгальских киножурналистов.
Виджаянтимала (урождённая Виджаянтимала Рахман) родилась 13 августа 1936 года в Мадрасе в тамильской семье ортодоксальных индуистов. Её мать — Васундара Деви была актрисой тамильского кино 40-х годов. Она родила Виджаянтималу всего в 16 лет. И потом всю жизнь мать и дочь из-за небольшой разницы в возрасте относились друг к другу скорее как сёстры. Поскольку мать всё время была занята на съёмках, то воспитанием девочки занимались отец и бабушка - Ядугири Деви.
С раннего детства Виджаянтимала занималась классическим танцем в стиле бхартнатьям и изучала классическую музыку в стиле карнатик. В 1939 году в шесть с половиной лет она выступала в Ватикане перед папой Римским и получила его благословение. С 13-летнего возраста она стала профессиональной танцовщицей, выступающей на сцене.
На одном из её детских танцевальных выступлений девочку заметил режиссёр М.В. Раман. Он убедил её родственников позволить юному дарованию начать карьеру в киноиндустрии. И Виджаянтимала дебютировала в тамильском кино в 1949 году в 15 лет. Затем этот фильм переделали на телугу. А в 1951 году выпустили ремейк на хинди - Bahar. Во всех трёх версиях Виджаянтимала играла главную роль. Прорывном фильмом для неё стала Nagin/ Женщина-змея (1954), который стал самым кассовым фильмом года в Болливуде и сразу сделал Виджаянтималу звездой.
Её лучшие фильмы и роли:
1) Devdas/ Девдас режиссёра Бимала Рой (1955)
2) Sadhna/ Садхана режиссёра Б. Р. Чопра (1958)
3) Madhumati/ Мадхумати - Бимала Роя (1958)
4) Gunga Jumna / Ганга и Джамна - Нитин Босе (1961)
5) Sangam/ Сангам — Радж Капур (1964)
6) Amrapali/ Амрапали — Лекх Тандон (1966)
7) Sunghursh/ Революция — Харнам Сингх Раваил (1968)
Виджаянтимала была очень смелой женщиной и иногда её поступки граничили с дерзостью. Например, она отказалась от премии Filmfare за лучшую женскую роль второго плана в фильме «Девдас», потому что считала, что исполненная ею роль куртизанки Чандрамукхи имеет такое же значение для содержания фильма, как и роль Паро, исполненная Сучитрой Сен. Это был первый подобный случай в истории Filmfare. Именно ролью Чандрамукхи она наконец доказала строгим критикам, что умеет не только отлично танцевать, но и обладает актёрским талантом и мастерством. С этого фильма началось её экранное партнёрство с Дилипом Кумаром, вместе с которым она снялась в семи кинокартинах.
Историки кино называют Виджаянтималу третьей возлюбленной Дилипа Кумара после Камини Каушал и Мадхубалы. Благодаря их эмоциональному взаимодействию на экране все 7 их совместных фильмов стали успешными в прокате. Роман резко оборвался после того, как Виджаянтимала согласилась сыграть в «Сангаме» Раджа Капура. Хотя и после этого они ещё работали вместе в нескольких успешных фильмах. Но их отношения на совместных съёмках стали напряжёнными, и они не общались даже во время посещения совместных мероприятий. Несколько лет спустя их примирила жена Дилипа — Сайра Бану.
Во второй половине 50-х Виджаянтимале поступало столько предложений о съёмках, что она бывала вынуждена порой отказывать даже известным режиссёрам. Не смотря на то, что в реальной жизни она была гламурной звездой, она с одинаковой эффективностью и естественностью играла добропорядочных домохозяек, куртизанок, простых деревенских девушек и избалованных представительниц высшего слоя общества. Кинокритики любили её не меньше простых зрителей. Она хорошо говорила на хинди, тамильском и телугу, что позволяло ей сниматься как в Болливуде так и на Юге Индии. И даже готова была учить редкие диалекты для съёмок. Например, ради роли Ганги в фильме «Ганга и Джамна» актриса выучила бходжпури.
Виджаянтимала и Дилип Кумар в фильме Gunga Jumna / Ганга и Джамна (1961). Самым успешным её фильмом считается «Сангам» (1964), в котором она снялась в любовном треугольнике вместе с Раджем Капуром и Раджендрой Кумаром. Это кино стало одним из лучших фильмов о любви и одним из самых успешных в прокате за всю историю индийского кинематографа. Её роль Радхи критики назвали блестящим исполнением. Мастерство, с которым она демонстрировала как беззаботность, так и страдания своей героини сделали образ Радхи поистине незабываемым. Сразу же после премьеры пресса окрестила Виджаянтималу «женщиной в белом», т.е. дала ей звание, которое до этого много лет принадлежало Наргис.
СМИ также много писали и о романе актрисы с Раджем Капуром, с которым она снялась в 2-х фильмах: Nazrana /Подарок (1961) и Сангам (1964). После смерти режиссёра она заявила, что их отношения были лишь рекламным трюком, использовавшимся для продвижения их совместного фильма. Однако сын Раджа — Риши Капур и Лакшми - дочь биографа Капура утверждали, что роман был настоящим и даже привёл к тому, что Радж Капур оставил свой дом и проживал совместно с актрисой в течение семи с лишним месяцев. Но потом они расстались.
10 марта 1968 года Виджаянтимала вышла замуж за Чаманлала Бали, который был личным врачом Раджа Капура. Она познакомилась с будущим супругом в то время как тяжело заболела гриппом и Радж Капур позвал его для лечения актрисы. Как написала сама Виджаянтимала в своей автобиографии, очень долгое время главную роль в её жизни играла бабушка — Ядугури Деви, которая постоянно сопровождала её на съёмках. И в конце концов она стала чувствовать пустоту из-за отсутствия мужчины в своей жизни. Это пустоту и заполнил доктор Бали, который влюбился в неё с первого дня их знакомства и оставил ради неё свою предыдущую жену. А актрисе пришлось помочь супругу выплачивать его алименты бывшей жене и её детям. Их брак продлился 18 лет до самой смерти доктора Бали.
Актриса стала матерью в возрасте 38 лет. Её единственный сын — Сучиндра Бали. Он пробовал свои силы в актёрском мастерстве, в фильме Aanch (2003) но бросил кинематограф, решив, что не подходит для данной профессии. В настоящее время он управляет несколькими отелями в курортной зоне и владеет сетью ресторанов в Южной Индии.
После замужества Виджаянтимала оставила кинематограф в 1970-м году, не смотря на то, что она была всё ещё на пике популярности. Многие её фильмы пользовались успехом у зрителя. И была масса предложений о новых съёмках. В этом решении, которое она приняла раз и навсегда, она осталась твёрдой до самого конца. Какие бы интересные роли ей не предлагали и какие бы баснословные гонорары не сулили в кино Виджаянтимала больше не возвращалась. Так однажды актёр-продюсер Чирандживи предложил бывшей актрисе 2 крора за роль свекрови героя Раджниканта в одном южно-индийском фильме. Причём своему отказу она придумала блестящее оправдание, сказав, что "никогда не станет плохо говорить о Раджниканте, даже если это нужно для фильма".
Однако оставив кинематограф знаменитая Виджаянтимала не стала обычной домохозяйкой, но решила полностью посвятить себя первой страсти в своей жизни — танцам. Она всегда подчёркивал, что именно в искусстве танца она может полностью выразить себя как личность. В 1969 году она стала первой профессиональной индийской танцовщицей в стиле бхартнатьям, выступившей в ООН. У неё было много зарубежных турне в США, Европе и даже России. Её карьера танцовщицы длится до сих пор уже более 50 лет. Сейчас (а ей уже 84 года) она считается самой старшей выступающей классической танцовщицей бхартнатьям.
Попробовала актриса себя и в качестве политика. В 1984 году она баллотировалась на выборах в штате Тамил-Наду. А в 1985 стала членом нижней Народной палаты парламента Индии от партии Индийский национальный конгресс. Причём оба раза побеждала своих противников с большим отрывом. В 1999 году она подала в отставку из партии, указав в качестве основной причины то, что «после смерти Раджива Ганди стало всё труднее оправдывать себя перед обществом и своей совестью».
Возраст не ослабил страсти Виджаянтималы к танцу и жизни. Она энергичная женщина и время от времени появляется на сцене. Она всё ещё восхищает публику своими ловкими ритмичными движениями. Актриса заявляет, что не видит ничего плохо в том, чтобы стараться хорошо выглядеть и в старости. Вот такая это необыкновенная женщина
Поделиться52023-08-24 18:32:15
"Амрапали" - грандиозная историческая кинокартина.
25.05.2022
Фильм, качество которого ни в чём не уступало лучшим историческим кинополотнам Голливуда того времени и который остаётся интересным и для современного зрителя.
Это было в 5 веке до н.э. Махараджа Аджаташатру неуклонно шёл к своей цели – превратить своё крупное королевство Магадху в империю. Камнем преткновения для него стала республика Личчавов со столицей в словном городе Вайшали. Астрологи предостерегали Аджаташатру, его военачальник говорил, что армия устала и нуждается в отдыхе. Даже его собственная мать с жаром утверждала, что нельзя победить воинов Личчавов потому, что они сражаются не за своего раджу-правителя, а за свою свободу. Но Аджаташатру был непреклонен и во главе своей армии выдвинулся к Гангу, к границам Вайшали, но потерпел жестокое поражение.
Сам махараджа был жестоко ранен в бою, и чтобы избежать смерти, попав в руки врагов, переоделся в доспехи одного из воинов Личчавов. В таком обличье его находит у храма Амрапали – прекрасная, обучающаяся танцам патриотка своей родной Вайшали. Не зная, что перед ней враг, девушка с заботливой нежностью выхаживает Аджаташатру и между ними завязываются нежные отношения. После пышного празднества в честь победы над захватчиками происходит традиционное состязание за право занять почётную должность «нагавардху» - дословно «невеста города» - придворной танцовщицы. В эффектном танцевальном состязании побеждает Амрапали, получая почёт, богатство и роскошные покои во дворце.
Амрапали выхаживает раненного воина, не зная, что он Аджаташатру - враг её родины. Кадр из фильма.
Мысль снять эту удивительную, основанную на буддийских притчах сагу, пришла режиссёру Лекху Тандону после прочтения им книги, посвящённой этому периоду в истории Индии. Он хотел, чтобы его «Амрапали» показала и рассказала о культуре, нравах и особенностях жизни того древнего интересного времени. Готовясь к съёмкам, он посещал главный историко-художественный музей Мумбая, где поспорил с директором. Последний утверждал, что «индийские кинематографисты просто не в состоянии снять настоящее историческое кино». Лекх Тандон воспринял это как вызов и решил во что бы то ни стало создать великолепный фильм, которым бы его страна могла бы гордиться.
Для создания костюмов героев фильма изучались многочисленные фрески Аджанты, изображения которых как раз относилось к эпохе развития буддизма в Индии. Эти костюмы и украшения сами по себе стали произведениями искусства и послужили образцом для всех последующих фильмов, снимаемых об этой эпохе. Планировалось снимать на натуре, но, к сожалению, даже те постройки, что сохранились от тех далёких времён, были в виде руин или мест археологических раскопок. Поэтому снимали в декорациях, эскизы которых были предварительно одобрены историками.
Особое внимание уделялось освещению. Только для съёмок одной Виджаянтималы использовалось три вида светильников: один для лица, другой для отдельных частей тела, третий – для всей фигуры. Сцены военных сражений были прекрасно поставлены для своего времени, тем более для них использовался особый динамичный экспрессионистский монтаж, наложение кадров и эффектные ракурсы.
Экспрессионизм в монтаже в динамичном наложении кадров в ходе боевых сцен. Это особенно эффектно выглядит в движении в самом фильме.
Одетые в доспехи, вооружённые мечами и щитами, тысячи людей ехали на лошадях, слонах и боевых колесницах. Причём эти люди не были обычными рядовыми статистами. Министерство обороны выделило режиссёру Лекху Тандону часть кавалерии и джаванов (молодых солдат-пехотинцев) из специального армейского подразделения. Единственное к чему можно придраться в фильме - это качество доспехов и оружия и то отдельными моментами.
Прекрасные лирические песни в исполнении Латы Мангешкар и удивительные по своей эстетике и сложности хореографии танцы. Только Виджаянтимала со своими навыками профессиональной танцовщицы бхаратнатьяма могла исполнить их с такой лёгкостью и энтузиазмом. Недаром она неоднократно подчёркивала, что все танцы из «Амрапали» стали её любимыми. Воспитанная на традициях южно-индийского театрального искусства она как никто другой подходила для облика чарующей, завораживающей апсары, танцующей в роскошных дворцовых покоях.
Интересно ещё и то, что почётная должность «нагавардху», которой была удостоена Амрапали была ещё и кроме всего прочего исторически и должностью самой элитной куртизанки государства. Поскольку удостоится её интимного внимания можно было либо за баснословную сумму, которую могли позволить себе лишь самые богатые вельможи и раджи или же заслужив её личное расположение. Поскольку хотя нагарвадху и была придворной танцовщицей, но партнёров выбирала по собственной воле.
Она могла владеть целыми дворцами и рощами, а её личная сокровищница могла быть богаче чему правителя. Однако после избрания в качестве «нагарвадху» девушка лишалась права выходить замуж. Но при этом она пользовалась уважением и была окружена почётом и даже поклонением простых людей, как если бы была махарани (царица) или же живая богиня. Таковы были нравы и обычаи того более раскрепощённого времени.
Виджаянтмала в роли нагарвадху Амрапали просто воплощение самой красоты и чувственности. Глядя на неё понимаешь, что из-за любви к такой женщине, подобно как и из-за Елены Прекрасной действительно могли начинаться войны и повергаться в прах не только отдельные противники, но и целые города. Амрапали уверена в себе, независима в мыслях и суждениях. Она осознаёт, что красоте и её мастерство в искусстве танца – её сила и пользуется ею с умом. Виджаянтимала словно ртуть перетекает между трансформациями своей героини. Вначале она простая сельская девушка, потом роскошная нагарвадху. Затем жертва людской несправедливости и, наконец, очищенная страданием, одухотворённая, пришедшая к истинному пониманию сути вещей личность.
Из Сунила Датта вышел великолепный махараджа Алжаташатру, что совершенно удивительно. Ведь у этого актёра от природы такое милое и добродушное лицо. Однако он смог преобразиться перед камерой. Его Аджаташатру то жесток, горд, воинственен, мужествен и высокомерен, то немного смягчается от симпатии к танцовщице, постепенно превращающейся в настоящее страстное чувство. Однако суть его любви заключается лишь в жажде обладания своей любимой женщиной, очень близком к чувству собственности. Он из тех, что способен видеть лишь то, что желает и только лишь в самом конце начинает прозревать.
Это удивительная история любви в исторических декорациях, захватывает своей романтикой и перипетиями сюжета. Но они на самом деле служат лишь формой для передачи идейной сути содержания. Начиная от бренности красоты, почёта и богатства до поиска истинного духовного смысла человеческого существования. Сильнейший миротворческий посыл сочетается в нём с грустным пониманием несправедливости не только отдельных людей но и общества в целом. И это, возможно, один из первых фильмов в истории кино, затрагивающий философскую проблематику относительности добра и зла, как и всего деления на белое и чёрное, врагов и друзей, истинное и ложное.
К сожалению, форма фильма оказалась слишком эстетической, содержание – слишком мудрёным, а главное - нравы Древней Индии слишком далеки от того, что стало общепринятым в мировоззрении и поведении индийцев 20-го века. Кино катастрофически провалилось в прокате, хотя его очень хвалили критики. И только спустя несколько десятилетий оно получило культовый статус и стало считаться великой исторической классикой индийского кинематографа. А тогда в 1966 году состязание за внимание зрителя выиграла простенькая наивная кино-сказка «Сурадж» о принцессе и разбойнике, главную роль принцессы в которой также исполнила Виджаянтимала.
Актриса была глубоко поражена кассовым провалом «Амрапали», в работу над которой она вложила всё своё мастерству и душу. Она разочаровалась в индийском кинематографе и индийском зрителе. С тех пор она играла преимущественно несложные роли в лёгких чисто развлекательных фильмах. Энтузиазм и преданность работе покинули её. Спустя два года она вышла замуж и потом навсегда оставила кино.