📰🗞 Философия творческого поиска трех Кханов в стране, преображенной социально-политическими потрясениями.
2021 год
Новая книга Кавери Бамзай о Шах Рукхе, Аамире и Салмане актуальна своей своевременностью на фоне непрекращающихся споров об исламофобии, дебатов о конкуренции между потоковым вещанием и серебряным экраном, а также разговоров о самоуспокоенности самих Кханов.
В то время, когда статус суперзвезд хинди-кино, десятилетиями правивших умами страны, подвергается испытанию с помощью лакмусовой бумажки, которой стало закрытие кинотеатров и появление потокового вещания, наступил подходящий момент оценить в ретроспективе причины появления и возвышения феномена Кханов. В своем исследовании опытный киножурналист Кавери Бамзай прослеживает связь между судьбами трех мусульманских суперзвезд. Книга "Три Кхана и становление новой Индии" рассматривает взлеты и падения Шах Рукх Кхана, Аамира Кхана и Салмана Кхана через призму их социально-политического положения и даже через призму восприятия идентичности актеров как мусульманских символов.
Новые кумиры молодежи.
Три Кхана пришли в кинематограф примерно в одно и то же время. В 1988 году под руководством тогдашнего премьер-министра Раджива Ганди молодежь страны обрела новую силу и цель, особенно после того, как была принята поправка к Конституции, снизившая избирательный возраст с 21 до 18 лет. "Это расширило избирательные права для 50 миллионов человек и признало важность молодежи в стране", - отмечает Бамзай в главе "Тогда их было трое" - Рост числа молодых людей впоследствии был назван "демографическим дивидендом".
В свою очередь молодежь хотела видеть на большом экране молодые лица, свежие идеи и новые голоса. Когда вышел романтический фильм Мансура Кхана "Qayamat Se Qayamat Tak", это стало необходимой передышкой от "сердитого молодого кинообраза" того времени, который становился все более старым и наскучившим. Если вспомнить другие хиты того года - "Tezaab", "Dayavan", "Khoon Bhari Maang" и "Zakhmi Aurat" - то следует признать, что это были варианты драмы о мести с той же подачей и тоном, которые в 1970-х годах сделали популярным Амитабха Баччана. Но после выхода на экраны такого предсказуемого фильма, как "Shahenshah", его фирменный кинообраз столкнулся с таким же кризисом среднего возраста, с каким столкнулся и сам актер в возрасте 46 лет.
Фильм "Qayamat Se Qayamat Tak" открыл новые возможности благодаря восхитительному видению и тончайшим нюансам Мансура. Героиня хинди-фильма, которую вновь сыграла Джухи Чавла, осталась милой и невинной, но стала более "решительной" - она управляет лошадью, желает физической близости и бунтует с той же уверенностью, что и герой. Ее партнер, Аамир Кхан, тоже не был обычным мачо, как большинство звезд того десятилетия - Санджай Датт, Джеки Шрофф и Санни Деол. Физически он больше походил на Риши Капура, олицетворявшего молодого романтика.
Вслед за Мансуром, сын другого режиссера привнес свежесть в хинди-кино, сняв киноленту "Maine Pyar Kiya". Сурадж Барджатия представил Салмана Кхана в роли Према в фильме о первой любви, сделав молодого человека объектом желания женского населения страны. В это же время телезрители знакомятся с Шах Рукх Кханом в сериале "Fauji", а вскоре молодой актер появляется на большом экране в фильме Раджа Канвара "Deewana".
На волне либерализации.
Социально-политический и социально-экономический дискурс в Индии резко изменился в начале 1990-х годов, и это совпало с тем, что Кханы стали проводниками общественных настроений и фантазий. Разрушение мечети Бабри, беспорядки в Мумбаи 1993 года и расследование деятельности преступного мира, в котором доминировали исламисты, потрясли нацию до глубины души, но три Кхана смогли пережить тревожные времена. Тогда они не объявляли о своей мусульманской идентичности, а служили знаменосцами меняющейся Индии.
Шах Рукх Кхан был достаточно дерзок, чтобы последовательно сыграть три роли антигероя в фильмах Яша Чопры "Darr", "Baazigar" и "Anjaam". В первом фильме он сыграл одержимого маньяка, продемонстрировав на экране более нестандартную ярость, чем социальный гнев Баччана в образе "сердитого молодого человека" 70-х годов. Неослабевающее и искреннее стремление Шах Рукха к исполнению своих желаний символизировало нацию, находящуюся на пороге становления благодаря тому, что потребитель стал королем рынка.
К его чести, Шах Рукх совершил поворот на 180 градусов два года спустя, снявшись в фильме Адитьи Чопры "Dilwale Dulhania Le Jayenge", где он предстал в образе лондонца индийского происхождения, который пьет пиво, но не совершает побег с любимой женщиной без согласия ее семьи. Вышедший годом ранее фильм Барджатии "Hum Aapke Hain Koun...!" с Салманом в главной роли, как и "Dilwale Dulhania Le Jayenge", утверждал ценности и обычаи индийского общества и ратовал за то, что они должны идти рука об руку с растущим индивидуализмом. Затем, в 1995 году, вышел фильм Рама Гопала Вармы "Rangeela", где, по мнению Кавери Бамзай, бродяга Мунна "олицетворяет опустившегося представителя среднего класса, ослепленного плодами либерализации - от пятизвездочных отелей до иностранных автомобилей - но не сметенного ими".
Новое тысячелетие, значительный рывок.
В новом тысячелетии двое из трех Кханов - Аамир и Шах Рукх - попытались расширить свою популярность за рубежом. У Шах Рукха уже был опыт знакомства с иностранной публикой в его фирменном образе в таких фильмах, как "Dilwale Dulhania Le Jayenge", "Dil Toh Pagal Hai" и "Kuch Kuch Hota Hai". Став продюсером компании Dreamz Unlimted, он вывел свою историческую эпопею "Asoka" на международный уровень, готовясь к мировой премьере на кинофестивале в Тороното в 2001 году. Но эти планы были сорваны террористической атакой 11 сентября на Всемирный торговый центр в США.
Это позволило занять аналогичную позицию исторической драме "Lagaan" Аамира, который также выступил в качестве продюсера. Через год "Lagaan" стал номинантом в категории "лучший иностранный фильм" на церемонии вручения премии "Оскар". Хотя он не получил золотую статуэтку, но помог Аамиру собрать команду мирового класса для его следующей эпопеи "Mangal Pandey: The Rising". Мрачная репутация мусульман не смогла помешать зарубежной экспансии Кханов, о чем свидетельствуют рекордные кассовые сборы фильма "Kabhi Khushi Kabhie Gham" с участием Шах Рукх Кхана и премьера его романтической драмы "Devdas" на Каннском кинофестивале.
Третий Кхан, однако, продолжал укрепляться на индийском рынке, но не так успешно. Только в 2009 году Салман вновь стал героем зрителей, снявшись сначала в фильме "Wanted", а затем - в киноленте "Dabangg". Примерно в то же время фильм Шах Рукха "Om Shanti Om" установил новый кассовый рекорд, но в следующем году его опередил фильм Аамира "Ghajini". В конце 2000-х годов три Кхана сошлись лицом к лицу с поразительными кассовыми успехами.
Нереализованные символы мусульманской культуры.
Привлекательность Кханов редко пересекалась с их мусульманской идентичностью. Это объясняется в том числе и тем, что они довольно редко играли роли мусульман и недостаточно активно обращались к мусульманским проблемам. Хотя они не уклоняются от своей религии, в первую очередь они идентифицируют себя как индийцев, что на протяжении многих лет подтверждалось их интервью и публичными поступками. Однако, в комментариях пользователей соц. сетей и безответственных заявлениях некоторых политических деятелей (не только Бхартия Джаната Парти, но даже Шив Сены) часто поднимается вопрос о мусульманстве трех Кханов и даже их связи с Пакистаном. Это больше относится к Аамиру и Шах Рукху, поскольку они более активно высказываются по национальным вопросам - например, о религиозной нетерпимости, движении фермеров и защитников окружающей среды, участии пакистанских крикетистов в Индийской премьер-лиге.
Салман Кхан в основном хранит молчание, хотя его считают самой неполиткорректной персоной из всей троицы. Он также единственный актер, который не играл мусульманина на экране, за исключением фильма "Sultan", где на его религиозную принадлежность намекало лишь размахивание зелеными флагами во время борьбы и посещение мечети. Но это не означает, что он полностью избегает политики в кино. Его блокбастер 2015 года "Bajrangi Bhaijaan", снятый режиссером Кабиром Кханом, - это призыв к индийско-пакистанской гармонии.
Аналогичным образом Аамир проповедует религиозную терпимость в фильме "PK" Раджкумара Хирани, но за свою более чем трехдесятилетнюю карьеру он лишь дважды сыграл мусульманина. В противовес двойной роли Самара и Сахира Кханов в фильме "Dhoom 3", не имеющей политического подтекста, роль мусульманина Дила Наваза в фильме "Earth", по утверждению актера, была обусловлена скорее индивидуальным выбором персонажа, чем желанием передачи фундаментальных положений религиозного учения.
Наиболее часто и откровенно мусульманина в своих фильмах изображал Шах Рукх Кхан. Будь то прогрессивный археолог Амжад Али Кхан в историческом фильме Камала Хасана "Hey Ram"; тренер по хоккею, решивший привести к победе индийскую команду девушек-хоккеисток в фильме "Chak De! India"; или талантливый инвалид, борющийся с синдромом Аспергера и противостоящий исламофобии после 11 сентября в фильме "My Name Is Khan" - Шах Рукх имел самую активную политическую позицию по сравнению с другими Кханами.
В главе "Новый порядок для новой Индии" Бамзай с помощью экспертов доказывает, что страна вряд ли когда-нибудь снова увидит трех мусульман в качестве национальных символов, учитывая, что индуистский национализм находится на подъеме. Несмотря на то, что за кадром актеры подвергались давлению, они продолжают снимать кино, которое, мягко говоря, можно назвать потенциально политическим. Следующий фильм Шах Рукха - "Pathan", название которого заимствовано из мусульманской идентичности, о принадлежности к которой часто заявлял сам актер. Следующий фильм Салмана - "Tiger 3", предыдущие две части которого проповедовали индийско-пакистанскую гармонию. А Аамир снимается в фильме "Laal Singh Chadha", официальном ремейке киноленты "Форрест Гамп", наиболее известной как жизненная одиссея человека и нации.
В настоящее время такие звезды, как Акшай Кумар и Аджай Девгн пользуются тем преимуществом, что их фильмы проповедуют идеалы нынешнего истеблишмента, однако, Кханы, возможно, не смогут повторить их опыт. Актеров часто сравнивают с триумвиратом Раджа Капура, Дева Ананда и Дилипа Кумара, которые способствовали продвижению идеалов социализма, провозглашенных в 1960-х годах Джавахарлалом Неру, но вынуждены были уступить урагану Амитабха Баччана, с непревзойденной яростью восставшего против статус-кво. Более интересна и уместна параллель, проводимая в книге, которая сопоставляет трех Кханов и трех ведущих актрис-мусульманок 1950-х годов - Вахиду Рехман, Наргис и Мадхубалу.
Будущее без Кханов?
Более чем национальная проблема растущего индуистского национализма или отраслевая конкуренция потокового вещания и кинотеатров - главная причина падения Кханов, по мнению автора, кроется в их самоуспокоенности. Аамир, возможно, наименее благодушен, учитывая его репутацию актера-перфекциониста, однако, судьба его следующего фильма имеет решающее значение. То же самое можно сказать и о Салмане, который только что столкнулся с огромным провалом фильма "Radhe: The Most Wanted Bhai", являющимся, по сути, очередным клоном вереницы кинолент, в которых актер снимается на протяжении долгого времени. Самая сложная ситуация у Шах Рукх Кхана, который, по мнению Бамзай, "застрял между однообразным Кханом и постоянно меняющимся Кханом".
В первых главах книги приводятся цитаты из старых интервью Кханов, когда они не были уверены в своем успехе. В 1991 году Шах Рукх говорил: "Через шесть лет, когда зрители перестанут думать о тебе, ты станешь неудачником. И ты сам это поймешь, но к тому времени уже потеряешь себя". А годом ранее Салман утверждал: "Подписание контрактов на участие в 20 фильмах не обеспечит вам безопасность. Я бы назвал это риском. Твой следующий фильм может провалиться, и все остальные могут вскоре оказаться на полке". Приблизительно в это же время Аамир признавался: "Я понял, что бурная реакция фанатов на "Qayamat Se Qayamat Tak" была вызвана скорее некоторой новизной, а не достоинствами фильма".
Сейчас Кханы выглядят такими же неуверенными в себе, но менее откровенными. Их страхи и уязвимость проявляются в выборе сценариев и актерской игре. Кажется, что Индия продолжает меняться, но три Кхана не могут заставить себя измениться вместе с ней. Следование выигрышной концепции, которая предлагается в этой книге, может помочь им вновь захватить воображение нации, как они уже делали в конце 80-х годов.
Книга "The Three Khans: And The Emergence of New India" издана компанией Westland Books.
Перевод LudmilaGros, специально для форума "Индийское кино" (с) http://www.indiatv-forum.ru/index.php