📰🗞 Анубхав Синха: Я был отчаянным и безрассудным.
09.07.2020
Анубхав Синха - один из тех редких режиссеров, которому удалось полностью изменить свое творческое кредо. Его последние фильмы - "Mulk", "Article 15", "Thappad" - посвящены проблемам самоуправления, кастовости и семейного насилия. Как правило, Болливуд опасается касаться таких чувствительных тем, но только не Анубхав Синха. Режиссер признает, что он - "отчаянный человек".
В недавнем интервью сайту Indianexpress.com Анубхав Синха откровенно рассказал о своем преображении в качестве режиссера, возможном сотрудничестве со своими друзьями-кинематографистами, собственной программе действий во время самоизоляции и о многом другом.
- Как Вам нравится опыт существования в самоизоляции? И, учитывая ситуацию с пандемией, насколько, по Вашему мнению, важно поддерживать и укреплять связи с друзьями и близкими, в том числе в киноиндустрии?
- Мне нравится работать в условиях карантина, я не против. Я способен изменить свой график, найдя приемлемый баланс между работой в офисе и дома. Карантин возродил в нас потребность и желание воссоединиться с людьми, о которых мы довольно часто вспоминаем, но не предпринимаем никаких усилий, чтобы поднять трубку телефона и спросить: "Привет, как дела?". Мы достигли той стадии, когда каждое общение должно иметь значение. Я родом из небольшого городка, где люди привыкли во время поездки разговаривать с рикшами. Но когда я переехал в Бомбей, окружающие считали мое поведение странным. На их взгляд беседа с рикшей - это "пустая болтовня". И я, вероятно, потерял интерес к этим "пустым разговорам" с моими друзьями. Сейчас как никогда больше мы должны протянуть друг другу руку помощи.
- В Болливуде сложилась сплоченная группа режиссеров, в которую входят такие кинематографисты, как Анураг Кашьяп, Хансал Мехта, Вишал Бхардвадж и Судхир Мишра. Ощущаете ли Вы их поддержку в трудные времена?
- Мы всегда находимся на связи. Вы не назвали Субхаша Капура, который не очень активен в социальных сетях. И Маноджа Баджпаи, который не является режиссером, но входит в наш круг общения. Например, я узнал, что Манодж застрял в горах, поэтому связался с ним, чтобы узнать, как у него дела. А когда однажды Судхир Мишра позвонил мне и сказал, что хотел бы поесть баранину, я ответил: "Присылай своего водителя, я сегодня готовлю баранину". По сути, мы в курсе жизни друг друга. Мы знаем, кто что чувствует и когда. И если кто-то из нас слишком счастлив, остальные позаботятся о том, чтобы это продолжалось недолго. Никто не должен быть счастливей других (смех).
- Анураг, Вишал и другие Ваши друзья-режиссеры имеют различные подходы к кинопроизводству. Вы когда-нибудь спорите или обсуждаете тот или иной фильм? Вносили ли Вы изменения в свои фильмы по влиянием их мнений?
- Благодаря этим режиссерам изменилась моя карьера. Я сильно завидовал им и Тигманшу Дулия, я ненавидел их. Я мог с ними тусоваться и при этом чувствовать себя неполноценным. В то время я не играл на том же поле, что и они, и не получал удовлетворения от работы в своей творческой нише.
Что касается вашего вопроса, обычно мы знаем о двух-трех сценариях, над которыми работают другие, мы часто их обсуждаем и вносим свой вклад в предварительный анализ. Иногда мы даже ссоримся между собой. Это очень важный аспект нашей жизни (смех).
- Вы тепло отзываетесь о своих друзьях. Однако, сложилось общее мнение, что "настоящие отношения" внутри киноиндустрии не существуют. Что Вы можете сказать по этому поводу?
- Люди говорят много гадостей о киноиндустрии. Прежде всего, я не думаю, что это индустрия в чистом виде. Конечно, это и не семья. Эта отрасль является чрезвычайно капиталоемкой. Ваш проект может быть очень прибыльным, но может и уничтожить вас. Это сломало некоторых великих людей. Если мастерство вдруг решило отвернуться от них, все, что бы они ни создавали, терпело крах. Награды здесь очень высоки, а провалы - убийственны. Поэтому люди очень осторожны. Иначе соотношение хороших и плохих отношений было бы сопоставимо с отношениями в любой другой профессии или бизнесе.
- Есть ли вероятность сотрудничества в ближайшем будущем между Вами, Вишалом Бхардваджем, Анурагом Кашьяпом, Хансалом Мехтой и Судхир Мишрой?
- Думаю, это не помешает. Я имею в виду, что мы делимся друг с другом различными вещами - кулинарными рецептами, сценариями, редкими документальными фильмами. В течение последних нескольких дней я пытаюсь что-то написать. У меня есть красивый диван, который является моим рабочим уголком, на котором я каждый день сижу и смотрю в окно. В конце концов, я с него встаю, не написав ни слова. Помню, во времена работы над "Mulk" и "Article 15" я мог написать 20-30 страниц в день. В эти дни я не могу сложить текст из 20 слов. Это происходит со всеми нами. Мне кажется, только Хансал и Вишал сейчас действительно что-то создают. Совсем недавно Анураг Кашьяп сказал мне: "Пожалуйста, пришли мне свой сценарий. Если он хорош, я разозлюсь, и это поможет мне написать что-нибудь стоящее".
- Возвращаясь к Вашим словам о том, что Вам не нравился тот творческий почерк, который Вы когда-то использовали в своей работе. Можете ли Вы рассказать, что именно произошло, и что, в конечном итоге, послужило началом "Анубхав Синха 2"?
- Это трудно объяснить, но я попытаюсь. Я наконец понял это. Когда я снимал эти фильмы - "Tum Bin", "Cash", "Ra.One" - меня окружала толпа людей. Я не был в курсе того, что происходило вокруг меня, но именно тогда все начало меняться, киноиндустрия переживала период становления. В этот момент мое имя было на слуху, потому что я снимал фильм с Шах Рукх Кханом. Поэтому, после выхода "Ra.One", который разочаровал 50-70 процентов тех, кто с интересом ожидал этого фильма, многие меня просто возненавидели за то, что в провальном проекте я снял Шах Рукха. Но они никогда даже не встречались со мной. После этого инцидента, я встретил новых, умных людей, которые "подбодрили" меня, что создание подобных фильмов - это не мое, мне нужно нечто другое. Это было очень тяжело слышать. Потому что, если я не отражаюсь в своих собственных фильмах, то я не кинорежиссер. Я почувствовал неудовлетворенность и жажду создать то, что раньше не делал. А потом случился "Mulk". И с тех пор мною движет именно это. На самом деле, когда начиналась работа над "Mulk", никто не хотел вкладывать деньги в его производство. Лишь через месяц после начала съемок к нашей команде присоединился продюсер Дипак Мукут.
- Вы боялись, что не сможете закончить фильм?
- Мне не было страшно, что я не получу деньги, но я не был в этом уверен. Я, как вы говорите, отчаянный человек. Я мог бы попросить денег у Уоррена Баффета и получить отказ. Но я уверен, у нас была бы хорошая встреча. Я был безрассудным. Я был нелепым. Я получил диплом инженера и устроился на работу. А потом в один прекрасный день я просто бросил это занятие. Я не знал, что буду делать, но больше не хотел быть инженером. Вы знаете, когда Шах Рукх Кхан работал только с Караном Джохаром и Фарой Кхан, я пришел к нему домой и убедил его сняться в моем фильме.
- Коль речь зашла о Шах Рукх Кхане - однажды в интервью он сказал, что трудно поддерживать связь с реальным миром, если вы окружены людьми, которые являются частью "воображаемого" мира. Успешным режиссерам также трудно осознавать, что происходит вокруг них или в обществе в целом?
- Настоящим звездам сложно поддерживать реальный уровень осведомленности. Потому что, когда вы получаете такую любовь и признательность, вы не думаете, что ходите по той же земле, что и другие. Эта любовь заставляет вас парить над окружающими. Но нашим звездам это хорошо удается. Особенно хорошо с этим справляется Шах Рукх. Он вовсе не заблуждается. С режиссерами все по-другому. Может быть, Рохиту Шетти и Карану Джохару это не грозит, потому что они ближе к публике. Однако, таких режиссеров, как мы, окружает своего рода пузырь в бизнесе. Каждое ваше новое слово встречается овациями. Вполне возможно, что вы начинаете верить, что все, к чему вы прикоснетесь, будет успешным. Вот почему я стараюсь быть самокритичным.
- Что Вы думаете о дискуссии о противостоянии кинотеатров и потокового вещания? Решитесь ли Вы когда-нибудь выпустить свой фильм на потоковой платформе?
- Почему нет? Все зависит от того, что это за фильм. Для кинематографистов наступили раскрепощающие времена. Вопреки распространенному мнению, я не думаю, что различные подходы к демонстрации кинофильмов находятся в состоянии войны. Например, сейчас я работаю над сценарием, который может послужить основой для фильма, вполне отвечающего требованиям цифровой платформы. У меня нет проблем с тщеславием. Каждый фильм сам решит, какую платформу выбрать, чтобы дойти до зрителя. Но я считаю, что кинотеатры никуда не денутся. На самом деле, их количество в будущем будет только расти.
- Над чем Вы сейчас работаете?
- Я работаю над пятью сценариями, три из которых находятся на стадии доработки. Но сейчас рано говорить что-то конкретное.
Перевод LudmilaGros, специально для форума "Индийское кино" (с) http://www.indiatv-forum.ru/index.php