Дистанционное интервью Раджива Масанда с Сону Нигамом во время пандемии коронавируса
28 апреля 2020 (немного сокращенная и обобщенная версия)
- Сону, мне известно, что ты застрял в Дубае, когда приехал туда выступать как раз перед закрытием международных границ. Как ты провел эти последние несколько недель?
- Во-первых, приятно видеть тебя на экране. И спасибо за то, что остаешься таким позитивно настроенным во время карантина, я смотрел несколько твоих недавних интервью, так что мне приятно тоже оказаться на твоем шоу. Да, я сейчас в Дубае. На самом деле, у меня здесь семья. Наш сын обучается в Дубае, и мы собирались переехать в наш собственный дом, но из-за карантина пришлось отложить переезд. Сейчас я в доме брата, хвала Всевышнему, мы проводим это время комфортно, у нас все есть. Я занимался бумажной волокитой с покупкой дома, то есть, я приехал сюда не на гастроли. Все гастроли уже были отложены до того. Когда границы начали закрываться, я все еще мог успеть приехать в Индию, но не хотел ставить своего престарелого отца под угрозу. Мы все равно бы встретились с членами семьи, так что я решил избежать этого ненужного риска. Сейчас я провожу время в спортзале, а также пересматриваю фильмы Амитабха Баччана - многие из них я смотрел еще ребенком, но, конечно, толком не понял в то время. Мне нравится это тихое, спокойное времяпрепровождение.
- Еще я видел в твоем Инстаграмме, что ты читаешь мемуары Риши Капура.
- Да. Он крут, обожаю его. Хотя сам он не очень лестно высказался обо мне - сказал, что у меня слишком высокий голос. Разве? Вот его слова: "Как мне исполнять романтические песни высоким голосом Сону Нигама?" На самом деле, я уже пел для него в фильмах. И его сборником мемуаров просто зачитываюсь. Когда читаю, мысленно переношусь в ту эпоху, смотрю на нее его глазами.
- Этот вопрос я задаю во всех своих интервью, сделанных во время карантина: ты используешь это время, чтобы отточить свое мастерство? Устраиваешь ли себе вокальные сессии, занимаешься ли музыкой, или же мысли заняты чем-то другим, и это время нельзя назвать продуктивным?
- Видишь ли, я сейчас немного по-другому воспринимаю жизнь. Когда я только приехал в Бомбей, я был напористым, амбициозным. Мне хотелось прославиться, заработать большие деньги. Примерно в 2003-2004 годах этот пыл поутих. Словно что-то сдвинулось внутри меня. Я больше не хотел гнаться за все новыми целями, стремиться к новым вершинам. Я стал спокойнее, расслабленнее, начал наслаждаться жизнью. До того была лишь работа, работа, работа: я вскакивал в семь утра, два часа практиковался в вокале, потом ехал на записи песен, бывало записывал по 11-12 песен в день, приезжал домой голодный, изможденный, без сил для фитнеса. В то время я еще вел теле-шоу Sa-Re-Ga-Ma, и мне оно даже снилось по ночам. Да, я много работал, но удовольствия это не приносило. Потом я понемногу начал заниматься йогой, проводить время в одиночестве на природе... сегодняшняя ситуация не нервирует меня. Я научился справляться с отрицательными эмоциями - гневом, жадностью, завистью... я научился жить один. Так что я не ощущаю, что в моей жизни произошло нечто трагическое. Я способен сидеть в маленькой комнатке без телефона и даже без книг. Мне хватает самого себя в качестве компании. Возвращаясь к твоему вопросу - да, я продуктивно провожу время. До того, как все закрылось, я успел купить микрофон, записывающую систему и все необходимое, чтобы оборудовать себе здесь студию. Мне присылают песни, я их здесь записываю. Например, вчера я записал свою партию для проекта One Nation One Voice (Одна нация, один голос), в котором участвуют около сотни певцов. У меня по-прежнему много работы.
- Мы обсуждали это с другими кинодеятелями, актерами - очевидно, что киноиндустрия понесет большие убытки в связи с коронавирусом. Вся работа остановлена, понадобится время, чтобы все восстановить. А насколько сильно эта ситуация ударила по музыкальной индустрии?
- Разумеется, с концертами придется подождать. Может быть, будет возможно выступать на более закрытых мероприятиях, типа свадеб, но гастроли, сценические выступления вернутся не скоро. Даже если бы зрители желали собраться на мой концерт, я бы не рискнул сейчас. Никто не знает, какие могут быть последствия, и я лично не хотел бы пережить такой кошмар в своей жизни. Я готов посидеть без работы и экономить деньги, довольствуясь самым малым, нежели заболеть. Это вам не грипп, не просто высокая температура. Человек не в состоянии дышать; я слышал ужасные истории от реальных людей, и то, как легко можно умереть от этого вируса. Даже если переболеешь, он все равно остается в тебе, меняет твой организм. Я надеюсь, мы, как общество, объединим наши усилия и поможем тем, кто оказался в самом тяжелом положении из-за пандемии.
- Ты упомянул, что твой сын учится в Дубае. Он уже решил, чем намерен заниматься в будущем? Пойдет ли он по стопам отца?
- Я перестал планировать что-либо в жизни. Когда мы планируем что-то, мы вмешиваемся в провидение. Я понятия не имею, кем он хочет стать. Мои родители никогда не подталкивали меня к занятиям музыкой. Я сам этого захотел, я сам начал распевки. Когда я приехал в Бомбей, у меня не было музыкального образования. Я учился петь, слушая знаменитых певцов золотой эпохи. Мой сын - чистая душа. Он безмятежен, и в этом непохож на меня: я был амбициозным, мне было необходимо выигрывать, быть лучшим во всем - будь то спорт или музыка. Я злился на себя за малейшую ошибку. Мой сын не такой. И я очень счастлив, что он не похож на меня. Я не хочу диктовать ему его мечты, не хочу запятнать это чистое сердце и разум. Людям пора научиться быть счастливыми просто так: без успеха, без денег, без того, чтобы стать лучшим. Я хочу лишь одного - чтобы мой сын был счастлив. И все.
- Замечательно. Сону, но как ты считаешь, когда все пройдет, и мы вернемся в наш привычный мир, останется ли он таким же, каким был до того? Не изменится ли все вокруг? Не изменимся ли мы сами?
- Мне кажется, что изменится все. Будут затронуты все стороны нашей жизни. Я не стану заявлять, что люди изменятся к лучшему, потому что считаю, что каждый рождается с заложенными в него качествами. В одной и той же семье один сын может быть добрейшим человеком, а второй - сущим злодеем. И они продолжат быть такими на протяжении всей их жизни. Оба важны в обществе, они балансируют его. Общество - как живой организм. И пищевод, и прямая кишка одинаково важны. Но я думаю, что когда люди снова придут на пляжи, в торговые центры, наконец встретят друзей, у них будут слезы радости. Это точно - когда мы снова сядем в машины, на мотоциклы или велосипеды и просто поедем куда-нибудь, нас будут захлестывать эмоции... я вот говорю это сейчас, и у меня муражки по всему телу. Да мы уже столько времени не одевались как следует! Ни джинсов, ни рубашки... все время в шортах, футболках... Когда настанет время принарядиться, люди будут плакать от радости.
- Я знаю, что ты давно уже не был в Мумбае, но ты наверняка следишь за тем, что там происходит.
- Конечно.
- И ты никогда не боялся откровенно высказываться по какому-либо поводу, поэтому я хочу спросить твое мнение относительно споров из-за Masakali 2.0. Эта композиция всколыхнула жаркие дебаты на тему того, нужны ли нам на самом деле все эти ремейки знаменитых песен? Каково твое мнение? Ведь даже сам А. Р. Рехман высказался, что ему совсем не понравился ремикс на его песню. Не говоря уже о том, что большинство выходящих сегодня болливудских альбомов - это ремиксы уже существующих песен.
- Это так, но винить композиторов не в чем. И тебе, и мне известно, кто именно виноват в такой ситуации. С другой стороны, я их тоже понимаю: они делают бизнес, и их заботят свои собственные интересы. Когда три года назад я боролся за изменение законодательства об авторских правах, они специально выпустили ремейк моей песни, чтобы таким образом утереть мне нос. Но тот ремейк сразу же канул в забытье. Так что если есть искреннее намерение сделать хорошую песню, это одно. А если это делается просто ради того, чтобы доказать что-то, принизить кого-то... "кто, блин, такой, этот А. Р. Рехман - мы выпустим свою версию песни, и что он нам сделает?" Ребята, вы чего? А. Р. Рехман - огромное имя, которое он заслужил себе сам. Без таланта невозможно достичь подобной вершины, это вам не мимолетная удача. Он изменил всю музыкальную индустрию. И он всегда держался с таким достоинством, не лез ни в какие перепалки. Я безмерно его уважаю. Masakali - одна из прекраснейших композиций Рехмана за все времена. Так что надо было лучше думать, прежде чем браться за нее. Пришли воровать - хотя бы не воруйте самое ценное. Вломились в чей-то дом - берите вещи, деньги, но не станете же вы уносить и младенца? Эта композиция - дитя Рехмана.
- Отлично сказано. Надеюсь, следующее наше интервью будет уже при личной встрече. Желаю тебе скорейшего возвращения на родину. Здоровья тебе и твоей семье.
Youtube-канал Раджива Масанда
русский перевод - ИНДИЙСКОЕ КИНО Ru (c) http://bollywoodru.blogspot.com/