📰🗞 Насируддин Шах как самый яростный полемист Болливуда: "Ненавидьте его, любите его, вы не можете игнорировать его".
29.07.2021
Действующий гуру не стесняется в выражениях и, как известно, придерживается твердых мнений. Хотя, несмотря на то, что время от времени он говорит невпопад, есть основания считать Насируддина Шаха голосом разума в эпоху пустого шума, политкорректности или, в некоторых случаях, золотой тишины.
Почему Насируддин Шах сердился? По множеству причин. В произвольном порядке его любимые раздражители включают лицемерие параллельного кино, посредственность в фильмах на хинди, подхалимство Болливуда по отношению к власть имущим, напряженный общественный климат, подъем талибов, Анупам Кхер и Вират Кохли. Шах, который был госпитализирован с приступом пневмонии в начале этого года, определенно знает, как устроить бурю.
Теперь в лучшем настроении 71-летний актер пришел в себя, чтобы поразмыслить над центральными проблемами дня, как касающимися его собственной отрасли, так и страны в целом. В недавнем скандальном интервью, которое попало в заголовки газет по совершенно плохим вопросам, он предположил — в характерной для Насира манере — что три Кхана боятся высказываться по социальным и политическим вопросам, возможно, потому, что “им есть что терять”, и зашел так далеко, что заявил, что правящий истеблишмент поощряет некоторых кинематографистов снимать проправительственные фильмы. Это последовало за его вирусным видео, предупреждающим собратьев-мусульман Индии о серьезной опасности празднования возвращения Талибов к власти в Афганистане. До этого, на этих самых страницах, он заявил к огорчению скорбящих поклонников Дилипа Кумара, что легенда Болливуда “не оставила никаких существенных уроков для будущих актеров”.
Седовласый и с глубоким голосом в придачу, Насируддин Шах уже не раз занимал провокационную позицию. Он назвал старого приятеля Анупама Кхера “клоуном” (это было неуместно), а гораздо более молодую Кангану Ранаут “полуобразованной старлеткой”, хотя позже уточнил, что он не назвал ее имя. Он высмеял Раджеша Кханна как “ограниченного актера”, только чтобы впоследствии выразить сожаление за то, что сказал это, и назвал выступление Фархана Ахтара в “Беги, Милка, беги” - “фальшивкой”. В прошлом году он признался на конклаве India Today, что восхищался Виджаем Анандом "больше, чем я восхищаюсь Гуру Даттом". Даже почтенное параллельное кино, которое дало Шаху передышку и поддержало его, не обошло стороной его яростную полемику.
“Послужной список этих кинематографистов говорит сам за себя”, - сказал он The Quint. “Вы можете вернуться назад и изучить работы нескольких кинематографистов, которые начинали в начале 70-х годов. Есть очень мало исключений, одним из которых является Мринал Сен, а другим - Шьям Бенегал. Мне трудно вспомнить третье имя.”
При всем уважении к Шаху, как насчет длинного списка таких знаменитостей, как Говинд Нихалани, Саид Ахтар Мирза, Гульзар, Сай Паранджапе, Мани Каул, Кетан Мехта? Многие поспорили бы с этим в том смысле, что, пренебрегая гигантами параллельного кино, Шах, который был запущен талисманом движения Шьямом Бенегалом в “Nishant“ в 1975 году, мог укусить ту самую руку, которая его кормила. К настоящему времени мы знаем, что этот мудрый человек из кино (или сцены, насколько ему нравится) ничего так не любит, как высказывать свое мнение и оставаться беззастенчиво верным тому, кто он есть, даже если иногда его политические заявления в конечном итоге обходятся ему в несколько друзей или делают его непопулярным. Любите его, ненавидьте его, игнорируйте его. Но никто не может отрицать этого: Шах никогда не испытывал недостатка в мужестве.
С момента прихода к власти правительства BJP интеллектуальный дискурс оказался на линии разногласий. Культурные войны разгорелись из-за так называемых либеральных голосов, таких как Насируддин Шах, которые в лучшем случае оказываются в меньшинстве, а в худшем - подвергаются поношению. После многих лет пребывания на подъеме это должно ощущаться как оскорбление для Левых и пиррова победа для Правых, хотя, возможно, было бы полезно отметить, что Шах никогда не идентифицировал себя как Левого.
У него есть твердые убеждения, как у любой типичной элиты, получившей образование в AMU, или фаната FTII-NSD, и он не боится их высказывать. Было бы легко отмахнуться от громких протестов Шаха как от бормотания старого чудака, если бы только он не был одним из самых почитаемых актеров хинди— вероятно, Индии — с более чем 200 картинами в его фильмографии. Что делает его голосом разума в море возмущения знаменитостей, так это то, что он не обязан быть верным какой-либо политической партии или идеологии. В эпоху Канганы Ранаут и Свары Бхаскар, которые сделали бренд из того, что стали «головорезами», Насируддин Шах выделяется своими особыми вмешательствами, не делая вид, что переусердствует.
Возьмите столкновение Ранаут с великими и могущественными представителями Болливуда. Кангану вначале хвалили как аутсайдера, взявшую на себя роль обвинителя киноиндустрии за эксплуатацию и кумовство. Но вскоре ее дерзкая смелость, которая придала ей уверенности в том, что она так политически откровенна, начала проявляться как простая пропаганда. Хотя ее периодические заявления все еще привлекают внимание средств массовой информации, вероятно, общественность потеряла доверие к ее способности быть полностью аполитичной. В отличие от некоторых своих коллег, Шах - дьявол без каких-либо планов. Он не активист. Вы не видите его сидящим в забастовках или ведущим марши протестов. Другими словами, у него, похоже, нет политических амбиций. Вот почему его выбор времени для этих комментариев не может быть поставлен под сомнение, потому что он не продвигает фильм и не добивается благосклонности для политического поста.
И в то же время он – не дружелюбная и профессиональная «говорящая голова». То, чем он кажется, - это одинокий голос, не поддержанный никем, кроме, возможно, его собственной совести. Если такие знаменитости, как Джавед Акхтар, Шабана Азми, Джая Баччан, Анупам Кхер, Хема Малини, Свара Бхаскер и Урмила Матондкар, проявляют солидарность с конкретным социальным или гуманитарным делом, всегда есть риск, что люди подумают, что это имеет какую-то политическую цель. С Шахом дело обстоит иначе. Он держится подальше от политики, что делает его чем-то вроде беспартийного игрока. Хотелось бы, чтобы его можно было нежно назвать “пожилым государственным деятелем” индустрии развлечений, но это было бы слишком, потому что это прозвище, которое он сам мог бы полностью отвергнуть.
Человек из содержательного кино
Политическое сознание не ново для Шаха. Политическая и социальная активность повлияла на его лучшие работы, особенно на его шедевры из движения параллельного кино. Эти фильмы были продиктованы мощным посланием о равенстве, социализме и свободе слова. Действительно, одна из причин, по которой вы могли бы ожидать, что кто-то с положением Шаха выступит против политических проблем его возраста, связана с его связью с социально значимым кинематографом, который он и его соратники отстаивали еще в 1970-х и 80-х годах. Пропитанный суровым реализмом и благими намерениями, параллельный кинематограф был наполнен поэтической надеждой на то, что когда-нибудь мир станет лучшим местом для жизни. В резком контрасте с большими бюджетами Болливуда, у него были большие амбиции и большое сердце. Если мы сегодня вообще относимся к Насируддину Шаху серьезно, то это может быть связано с его высоко ценимой работой, относящейся к этому золотому периоду хинди-кинематографа. К ним относятся "Sparsh", "Albert Pinto Ko Gussa Kyoon Aata Hai", "Ijaazat", "Junoon", "Jaane Bhi Do Yaaro", "Mandi", "Paar", "Mirch Masala" и многие другие.
Тем не менее, ни у кого не возникнет никаких сомнений в том, что карьера Шаха не была полностью безупречной. Даже его самые несгибаемые поклонники согласились бы с тем, что в последнее десятилетие или около того его выходы в кино на хинди были в основном без происшествий и далеко не такими классными, как его предыдущие хиты. С одной стороны, он время от времени выигрывал очки с такими фильмами, как "Finding Fanny", "Iqbal", "A Wednesday" и "Ishqiya". С другой стороны, вы видите его в таких фильмах, как "Ramprasad Ki Tehrvi", где был самый сильный актерский состав, но он стал просто «фоторамкой с гирляндами» и "The Tashkent Files", что заставляет вас задаться вопросом, потерял ли Насируддин Шах веру в кино. Неподражаемая Шабана Азми раскритиковала его, сказав (это скорее всего было в отместку за насмешки Шаха над актерским мастерством Фархана Акхтара в "Беги, Милка, беги"), сказав, что "Насир должен сосредоточиться на качестве своей собственной работы. После того, как он сделал Jackpot, он не в том положении, чтобы судить о каком-либо фильме...”
В своих увлекательно откровенных мемуарах "And Then One Day" актер-ветеран Насируддин Шах признает, что он был рожден, чтобы играть. Учитывая его недавнюю словесную войну, думаю, "рожденный реагировать" вполне подойдет!
Перевела Лея, специально для форума "Индийское кино" (с) http://www.indiatv-forum.ru/index.php