📰🗞 Взлет и падение королевы Болливуда.
Дата публикации 2021 год
Фундаментом кинематографа хинди являлся мюзикл, но только две легендарные актрисы в его истории одновременно были талантливыми певицами и кинозвездами. Одна из них - Нур Джехан, переехавшая в Пакистан после раздела Индии, а вторая - королева экрана Сурайя. Слава Сурайи была настолько велика, что легендарный актер Дхармендра однажды признался, что в молодости сорок раз посмотрел фильм с ее участием, "Dillagi". В преддверии дня рождения суперзвезды Eastern Eye вспоминает необыкновенный взлет и большую личную трагедию последней истиной королевы Болливуда.
Сурайя Джамал Шейх родилась 15 июня 1929 года в городе Карачи Британской Индии, а через год ее семья переехала в богатый район Марин Драйв в Мумбаи, где в это время стремительно развивался индийский кинематограф. Вскоре к семье присоединился ее дядя по материнской линии, М. Захур, который последствии приобрел известность своими работами в кино в амплуа злодея.
Совсем юной девочкой Сурайя проявила свой певческий талант и начала петь для детских передач на Всеиндийском радио, благодаря чему в 1936 году дебютировала в роли ребенка в фильме "Madame Fashion". Она регулярно снималась в кино, а в возрасте всего двенадцати лет на съемках фильма "Taj Mahal" она знакомится с режиссером Нанубхаем Вакилом, который предлагает ей роль юной Мумтаз.
В 40-е годы прошлого века самым влиятельным музыкальным режиссером Болливуда становится Наушад Али. Услышав однажды пение Сурайи по радио, он был восхищен ее прекрасным голосом. Одним из многих блестящих решений Наушада, которые в конечном итоге определили его карьеру, было предложение 13-летнему подростку спеть за кадром за признанную звезду Мехтаб в фильме "Sharda", и это была новаторская идея по двум причинам. Во-первых, он представил певческий талант Сурайи широкой зрительской аудитории, а также продемонстрировал, как красивое пение поднимает актерскую игру на новый уровень. Так девушка стала одновременно певицей и актрисой, и неудивительно, что она сама стала исполнять песенные номера своих героинь. После выхода на экраны таких фильмов, как "Tamanna", "Station Master" и "Hamari Baat" ее заметили зрители и крупнейшие режиссеры.
Руководитель киностудии Девика Рани предложила ей пятилетний королевский контракт на 500 фунтов ежемесячно. Однако, молодой режиссер Кей Асиф, автор величайшей и самой роскошной исторической драмы Болливуда "Mughal-e-Azam", сделал ей другое заманчивое предложение - 40000 рупий за роль в его режиссерском дебюте 1945 года, "Phool". Затем Сурайя снялась в паре с популярнейшим в то время певцом К.Л. Сайгалом в блокбастере "Tadbir", и тот не скрывал своего восхищения ее голосом. Вместе они снялись в "Omar Khaiyyam" и его последнем фильме, "Parwana". Неожиданно для себя 16-летняя девушка стала крупной звездой кинематографа.
Примерно в то же время Нур Джехан также приобрела огромную популярность и стала лучшей поющей актрисой Индии. Знаменитый режиссер Мехбуб Кхан принял фантастичное решение - пригласить Нур Джехан и Сурайю в свой фильм "Anmol Ghadi", который, безусловно, стал самым большим хитом 1946 года, а затем приобрел статус классического произведения индийского кинематографа. Год спустя, когда Нур Джехан уедет в недавно образованный после раздела Пакистан, этот фильм будет расценен как символ передачи короны от одной королевы - другой. Далее последовала впечатляющая серия успешных фильмов, в том числе "Dard", "Pyar Ki Jeet", "Badi Behen" и "Dillagi". К концу сороковых годов Сурайя была самой высокооплачиваемой и самой популярной звездой Болливуда. Именно с ее именем связано зарождение невиданного ранее фанатского движения, выражавшегося, в том числе, в беспрецедентном количестве поклонников, собиравшихся только чтобы взглянуть на нее. Жизнь во многих городах замирала в первые дни проката фильмов с участием певицы, а толпы зрителей устремлялись в кинотеатры. Однажды Сурайя призналась: "Большинство моих ролей были очень простыми, но публике они нравились. Мне повезло, что у меня были простые, мелодичные и легко запоминающиеся песни, и что я работала с лучшими композиторами того времени, такими как Наушад, Хуснлал-Бхагатрам и Анил Бисвас".
В 1948 году актриса снялась в паре с восходящей звездой Девом Анандом в фильме "Vidya". Молодые люди полюбили друг друга. Эта глубокая любовь способствовала тому, что за 1948-1951 годы они снялись в семи фильмах, и это, в свою очередь, сыграло большую роль в становлении Дева в качестве суперзвезды. Они хотели пожениться, но на их пути встало серьезное препятствие в лице властной бабушки Сурайи. Мусульманская семья не желала, чтобы она вышла замуж за индуиста, и не хотела отказываться от огромных денег, которые актриса зарабатывала в кино. Решительный Дев Ананд все-таки сделал предложение и преподнес возлюбленной дорогое кольцо, но грозная бабушка выбросила его в океан и велела Сурайе разорвать отношения, что в конечном итоге разбило сердце молодой девушки. Она никогда полностью не оправится от горя. На фоне семейных неурядиц актриса потеряла несколько контрактов, а те фильмы, в которых она снималась, стали проваливаться в прокате. Неудачные решения заставили ее отказаться от такого фантастического предложения, как работа в блокбастере "Anarkali".
В начале пятидесятых появилась новая плеяда талантливых актрис - Наргис, Мадхубала, Мина Кумари, Гита Бали и Вахида Рехман. Примерно в то же время Сурайя вынуждена была оставить некоторые проекты, в которых начала сниматься. И хотя ей все-таки удалось добиться большого успеха с суперхитовыми фильмами "Waaris" и "Mirza Ghalib", успех этот был слишком скоротечен. Эпоха поющих звезд закончилась, а она так и не оправилась от горя, потеряв единственную настоящую любовь. Уже без всякой увлеченности Сурайя продолжала сниматься до 1963 года, когда на экраны вышел ее последний фильм "Rustom Sohrab", в котором она исполнила одну из своих лучших песен, Yeh Kaisi Ajab Dastan Ho Gayi. Сурайе было немного больше тридцати, когда, после работы почти в семидесяти фильмах и создания более 300 популярных песен, она оставила Болливуд, чтобы остаток жизни провести в затворничестве.
Сурайя так и не вышла замуж, а властная семья со временем рассеялась - кто-то уехал, кто-то умер. Она редко выходила на публику и скончалась в одиночестве, в возрасте 74 лет, 31 января 2004 года. Суперзвезда, вызывавшая массовую истерию, ушла из жизни, практически всеми забытая. После ее смерти дальние родственники, не встречавшиеся с ней более 40 лет, начали сражение за ее имущество. Все, что осталось, - это впечатляющее наследие золотого времени, когда она была бесспорной королевой хинди-кино.
Перевод LudmilaGros, специально для форума "Индийское кино" (с) http://www.indiatv-forum.ru/index.php